Больше чем пузырь


По данным Bloomberg, объем объявленных в январе – ноябре 2006 г. сделок по слиянию и поглощению достиг рекордных $3,1 трлн против $2,95 за весь 2000 год. И это еще не предел. Ноябрь и декабрь традиционно считаются одними из самых активных месяцев: в 2005 г., по оценке Bloomberg, в IV квартале было объявлено примерно о трети всех сделок.

В этом году тенденция сохраняется. Только за последние два дня стало известно о нескольких крупных сделках почти на $60 млрд. Фонд прямых инвестиций Blackstone Group поставил рекорд на мировом рынке недвижимости, договорившись о покупке за $20 млрд Equity Office Properties Trust, крупнейшего в США владельца офисных зданий. В металлургическом секторе сразу две сделки. Объединение американских Freeport-McMoRan Copper & Gold и Phelps Dodge (сумма сделки – $25,9 млрд) приведет к появлению крупнейшей в мире публичной компании, специализирующейся на добыче меди. А “Евраз” согласился выложить $2,3 млрд за американскую сталелитейную компанию Oregon Steel (см. статью на стр. А1).

Сделка “Евраза” прибавит веса российским компаниям, доля которых на мировом рынке слияний и поглощений пока невелика. По предварительной оценке агентства Mergers.Ru, за девять месяцев 2006 г. состоялась 1021 сделка на общую сумму $39,6 млрд – это более 1% от суммы, посчитанной Bloomberg (правда, Mergers.Ru учитывает только завершенные, а не объявленные сделки).

После краха в технологическом секторе и на фондовых рынках в начале десятилетия активность на рынке слияний и поглощений упала, отмечает Марк Клифф, главный экономист ING Financial Markets в Лондоне. По его мнению, “нынешний бум – следствие отложенного спроса на реструктуризацию” компаний и секторов. К тому же у компаний появилось много свободных денег благодаря быстрому росту прибылей в последние годы, а рост акций дает им дополнительную “валюту” для оплаты покупок, говорит Клифф.

Крупнейшая сделка этого года – покупка Bellsouth телекоммуникационной компанией AT&T за $83,1 млрд; как ожидается, американские регуляторы одобрят ее до конца года. Это в два с лишним раза меньше, чем медиакорпорация Time Warner согласилась выложить за интернет-компанию America Online ($186 млрд, включая долги) в январе 2000 г. То решение слишком дорого обошлось Time Warner. В 2002 г., списав стоимость активов AOL, она понесла крупнейший убыток в мировой корпоративной истории в $98,7 млрд.

Сегодня, по данным Bloomberg, первое место пока занимает финансовый сектор: объявлено о сделках на $580 млрд. Рост рынков, мировой экономики и благосостояния людей, прежде всего в развивающихся странах, обеспечивает рекордные прибыли банкам и инвестиционным компаниям. Вчера финансисты не отставали от металлургов: Bank of America сообщил о покупке за $3,3 млрд U.S. Trust, подразделения по обслуживанию богатых клиентов брокерской компании Charles Schwab. А NASDAQ Stock Market, ранее консолидировавшая 25% акций Лондонской фондовой биржи (LSE), объявила о намерении установить полный контроль, оценив ее в $5,1 млрд (см. статью на стр. Б5). Биржи, бизнес которых быстро растет вместе с рынками, в последнее время считаются лакомым активом: в этом году Нью-Йоркская фондовая биржа договорилась о покупке Euronext за 7,78 млрд евро ($9,97 млрд), а срочные биржи Chicago Mercantile Exchange и Chicago Board of Trade объединили бизнес в сделке на $8 млрд.

“Безжалостная борьба идет за природные ресурсы”, – говорит Дэвид Фуллер, директор Stockcube Research. Работающие с ними компании пока еще стоят недорого: многие инвесторы считают, что они работают в циклических секторах и недавний бум на рынке сырьевых товаров может прекратиться, говорит он. “Но быстрый рост всех регионов мировой экономики и подъем развивающихся стран, которым требуется все больше ресурсов, обеспечат рост спроса на ресурсы и цен на них в долгосрочной перспективе, – уверен Фуллер. – Глобализация заставляет компании получать выход на как можно большее число рынков”.

Особенно активны компании из развивающихся стран. Примеру Mittal, которая обошла “Северсталь” и купила Arcelor за $33,7 млрд, последовала индийская Tata Steel, которая в октябре договорилась о покупке за $9,7 млрд англо-голландской Corus. Но в конце прошлой недели в борьбу вступила бразильская Companhia Siderurgica Nacional, заявившая о намерении предложить Corus $10 млрд. В этом году бразильцы уже одержали важную победу: многомесячную битву за канадского производителя никеля Inco, в которой участвовали несколько компаний, включая Phelps Dodge, выиграла бразильская CVRD. “Любая компания, имеющая значительные природные ресурсы, особенно в политически стабильных регионах, будет очень привлекательным объектом для поглощения”, – считает Фуллер.