СТРАНА ЧУДЕС: Мехом внутрь


Массовые аресты в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования вполне можно назвать промежуточными итогами нацпроекта “Здоровье”. Еще практически не начавшись, в тот же омут дрейфует нацпроект “Доступное жилье”. Когда главными претендентами на получение госинвестиций и просто бюджетных денег становятся Сулейман Керимов с проектом города миллионеров “Рублево-Архангельское” или Василий Анисимов с “Большим Домодедово”, начинаешь сомневаться, для кого в принципе придуманы нацпроекты.

Эксперты рынка недвижимости говорят, что в Москве средняя цена за квадрат должна стабилизироваться на уровне 5000 у. е. В Париже или на Манхэттене – больше, и никому в голову не приходит говорить о проблеме доступности и справедливости. Не хватает на пентхаус в Манхэттене – нет проблем, купи дом в Айдахо. Нет на дом – сними квартиру и живи хоть всю жизнь с чадами и домочадцами. Нечем платить за скромную квартирку в свои 40 лет – стало быть, есть проблемы типа привычки потребления вовнутрь стеклоочистителя. Тогда вами занимается не риэлтор, а собес. И тогда все доступно – в пределах стоимости стеклоочистителя.

Житель Москвы практически не может переехать в Саранск, где жилье доступнее, по всем известным причинам – работа и зарплата, неразвитость инфраструктуры и развитость института прописки. Поэтому крупные города переполнены социально незащищенными людьми, к тому же принципиально не желающими работать, например, ветеринарами на ферме (дефицитнейшая профессия), а желающими стричь ногти рублевским йоркширам.

Мой хороший знакомый купил вот огромное хозяйство под Рязанью, так ветеринаров выписывает из Израиля, а овощеводов из Китая – они уже построили там себе миленькие коттеджики, перевезли семьи, и ничей нацпроект их не колышет. Местное население, судя по всему, будет стоять до конца в ожидании халявы. А халява населению у нас не предусмотрена, спросите хоть у Зурабова, хоть у Керимова.

Если бы партия и правительство действительно были заинтересованы в обеспечении населения жильем, они занялись бы не малоэтажными прожектами в ближнем Подмосковье, а чем-то другим. Строители прекрасно знают, из чего состоит их себестоимость, кроме взяток за землеотвод и получения разрешений от Минобороны, МЧС, ФСО или Спецсвязи России. В строительстве не обойтись без такой штуки, как цемент, а он у нас во многих регионах в дефиците, к тому же на рынке имеются все признаки монополии. Программа “Доступное жилье” останется программой материального стимулирования российских участников списка Forbes, пока та же прокуратура, или антимонопольные органы, или партия с правительством хотя бы смеха ради не поинтересуются, из чего строят дома, где это берется и сколько стоит. И почему. Цементный монополист живет тихо (как сейчас говорят в деловой среде, “мехом внутрь”), но свою главную долю в госфинансировании нацпроекта получит по-любому.

Ликвидация монополии, да плюс развитие рынка труда, да регулярные спецрейды по рэкетирам из разнообразных согласовательных ведомств, отмена в конце концов прописки и предложение гражданам других инвестиционных инструментов кроме покупки лишнего жилья, могут снизить накал страстей в недвижимости и без спонсирования налогоплательщиками поселка для миллионеров. Может, граждане захотят купить не квартиру, а акции “Газпрома” – это же наше национальное достояние.