ВЕКТОР


К продаже готовы

Процедура банкротства ЮКОСа идет полным ходом, и уже в следующем году активы опальной компании пойдут с молотка. Нанятые оценщики еще не подсчитали, сколько стоит то, что осталось от некогда крупнейшей нефтяной компании страны. Но потенциальные покупатели, из которых главные – государственные “Газпром” и “Роснефть”, уже прицениваются к активам. На прошлой неделе представитель конкурсного управляющего ЮКОСа сообщил, что Miller & Lents провела оценку запасов двух крупнейших добывающих предприятий ЮКОСа – “Томскнефти” и “Самаранефтегаза”. По состоянию на 1 января 2006 г. доказанные запасы “Томскнефти” были оценены в 1,1 млрд баррелей нефтяного эквивалента, а “Самаранефтегаза” – в 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Раньше аудиторы ценили запасы “дочек” ЮКОСа выше: на конец 2003 г. DeGolyer & MacNaughton оценивала запасы каждой из них в 1,7 млрд баррелей. Методики аудиторов могут отличаться, а эти оценки не станут единственным основанием для расчета продажной цены активов. Но с большой долей вероятности и “Томскнефть”, и “Самаранефтегаз” будут проданы недорого: судьба ЮКОСа от вырученных средств все равно не зависит, а покупателям будет приятно.

Первый шаг “Аэрофлота”

Пионеры Дальнего Востока

Дальний Восток – один из наименее охваченных банковским присутствием регионов России. Но присутствие там позволило сформировать большую и лояльную клиентскую базу из предприятий малого и среднего бизнеса и частных лиц. Так “Тройка Диалог” описала сильные стороны Сибакадембанка. Российские банки в последнее время действительно активно развивают свои сети, но прежде всего в крупных городах и более населенной европейской части страны.

Затем должно последовать продвижение за Урал и в Сибирь. К тому моменту банковские активы, имеющие сколь-либо значимый вес в регионе, будут стоить гораздо дороже. И так считает не только “Тройка”. Шведская инвестгруппа East Capital покупает по 20% акций Колыма-банка из Магадана и Азиатско-Тихоокеанского банка из Благовещенска за $23 млн. Это одно из первых приобретений иностранными частными фондами прямых инвестиций акций дальневосточных банков. А они, как правило, выступают предвестниками прихода стратегических покупателей.

Вчера крупнейший в России авиаперевозчик – “Аэрофлот” объявил, что договорился с менеджментом государственных “Дальавиа” и “Сахалинских авиатрасс” об их поглощении. В поглощении мелких конкурентов пока больше преуспели “Сибирь” и менеджеры “Красэйр”. “Аэрофлот” старается не отставать от конкурентов, но сделки выстраивает иначе. Менеджмент авиакомпании уговаривает чиновников передать ему госпакеты акций авиакомпаний в обмен на увеличение доли государства в “Аэрофлоте”. Среди них не только относительно некрупные “Дальавиа” и т. д., но и прямые конкуренты – те же “Сибирь” и “Красэйр”.

До сих пор эта идея не находила понимания в правительстве.

Но теперь чиновники передумали и уже не возражают против передачи “Аэрофлоту” дальневосточных активов, говорит сотрудник Минэкономразвития. Правда, сначала авиакомпании надо представить в правительство детальный бизнес-план с оценкой поглощаемых активов и расчетом по увеличению доли государства в “Аэрофлоте”. Эта работа завершится не ранее следующего года. Первая победа “Аэрофлота” вовсе не свидетельствует, что так же легко ему удастся заполучить и всех остальных конкурентов. Государство отказалось передать авиаперевозчику аэропорт Сочи, выставив его на торги. А на базе “Красэйр” Минэкономразвития и Минтранс хотят создать конкурента “Аэрофлоту”. Так что вхождение этой компании в состав национального авиаперевозчика тоже маловероятно.