ИНТЕРВЬЮ: Энди Бёрд, президент The Walt Disney International


Уроженец английского графства Чешир Энди Бёрд входит в двадцатку самых влиятельных британцев, работающих в США. Два года назад человека, превратившего Cartoon Network в один из крупнейших в мире мультипликационных телеканалов, пригласили в Лос-Анджелес руководить международными операциями знаменитой The Walt Disney Company. В интервью “Ведомостям” Энди Бёрд рассказал о том, как американская корпорация собирается развивать бизнес в России.

– Как вы попали в Disney?

– Я родился в небольшом городке рядом с Манчестером и, кстати, до сих пор болею за Manchester United. Я хотел стать врачом и, когда заканчивал школу, собирался сдавать химию, биологию и физику. Готовясь к экзаменам, я слушал радио. В утреннем шоу был такой интересный элемент: в студию к диджею заходила неземной красоты девушка и приносила ему чай. Ее звали Восхитительная Ева. Ева разговаривала с ведущим, они обсуждали последние новости. Мне так нравилась эта передача, что я написал письмо директору радиостанции: “Если Ева когда-нибудь уйдет в отпуск, можно, я буду приносить чай ведущему?”

– И что он ответил?

– Он пригласил меня приехать к ним в офис в Манчестер. Мы поговорили. Он сказал, что если я всерьез думаю о карьере на радио, то мне нужно получить хорошее образование. Пока же он предложил мне поработать не в эфире, а в офисе – сидеть на телефоне и отвечать на звонки.

– Этим все и закончилось?

– Нет. Когда я собрался уходить, он спросил, не хочу ли я познакомиться с Евой. Конечно же, я хотел! Он показал мне на женщину, которая сидела в углу. Она была совершенно не похожа на ту красотку, которую я себе представлял. Я понял, что это и есть магия радио: оно рисует в нашем воображении картинки и заставляет видеть то, чего на самом деле, может быть, и нет.

– Это как-то повлияло на вашу дальнейшую судьбу?

– Да, конечно. Я вернулся домой и понял, что хочу работать на радио. Я решил поступать в другой университет и во время учебы подрабатывал на радиостанции. По окончании университета я начал работать там уже в качестве продюсера.

– И с этого момента начался ваш путь в Disney?

– Где-то через полгода меня позвали в Лондон работать на корпорацию Virgin в телекомпании Music Box. Они удвоили мою зарплату до 11 000 фунтов в год. Можно сказать, что этот канал был первым полноценным спутниковым телеканалом. Я проработал там два года и еще два года работал над другим проектом вместе с Virgin.

– Вы так и остались на телевидении?

– Да. К этому времени мой приятель-диджей из Манчестера переехал в Лондон. Он позвал меня к себе работать продюсером в детское шоу. Вместе мы ездили по Юго-Восточной Азии и снимали материалы для шоу. Мы были в Таиланде, Гонконге, Малайзии. 2–3 месяца я проводил в командировках и на съемках, а потом возвращался и вместе с ним работал над программой. Потом я позвал в Лондон Криса Эванса и мы основали собственную продюсерскую компанию, заключили контракт с телекомпанией ITV на выпуск утренних программ на канале TV-am. У нас был контракт на 52 недели, но через две недели после запуска проекта TV-am потеряла лицензию на вещание, ее место в эфире занял телеканал GMTV, 25% которого принадлежат Disney. Исполнительный директор TV-am позвонил мне и сказал: “Извини, мне придется закрыть программу, так как теперь на канале будут идти мультики. Я пришлю тебе чек за все 52 недели”. Конечно, пришлось с этой суммы заплатить налоги, но все равно это было здорово.

Спустя время мне позвонили и спросили, не хочу ли я встать у руля телеканала Cartoon Network. Это было в 1993 г., когда этот канал только что появился, там работало всего 30 человек. Мы сделали из него крупнейший мультипликационный канал в Европе, а потом и в мире. Меня заметили и повысили, я занимался и другими телепроектами Теда Тернера, а под конец руководил всеми иностранными операциями его медиаимперии. А 2,5 года назад мне предложили переехать в Лос-Анджелес и поработать на Disney. Вот вам история всей моей жизни за несколько минут. Честно скажу, что, когда я был маленьким мальчиком и готовился к экзамену по физике, я и предположить не мог, что буду давать интервью российскому журналисту в качестве одного из руководителей The Walt Disney Company.

– Другими словами, своей карьерой вы обязаны мечте о женщине и письму на радио?

– Точно! Нет ничего плохого в мечтах, корпорация Disney построена на мечтах. Если бы я не мечтал, я был бы кем-то другим.

– Вы мечтали работать в Disney?

– Не совсем. Когда в школе меня однажды спросили, кем я хочу быть, когда вырасту, у меня было два варианта. Больше всего я хотел быть сортировщиком алмазов. Я был уверен, что раз алмазы так дорого стоят, то люди, которые их сортируют, наверное, очень много зарабатывают. Второй вариант – капитан торгового корабля, наверное, потому, что очень хотел путешествовать. И теперь у меня есть возможность этим заниматься. Мне кажется, почти половину своей жизни я провел в путешествиях, сидя в самолете.

– Вы получаете удовольствие от своей работы?

– Да! Колоссальное! Я работаю на лучшую развлекательную корпорацию в мире. Каждое утро я просыпаюсь и понимаю, что меня окружают потрясающие люди и впереди у меня много интересной работы – путешествия в новые страны, перспективные рынки, например российский.

– В чем суть вашей работы?

– Я подчиняюсь непосредственно Бобу Айгеру, гендиректору и президенту The Walt Disney Company. У компании за рубежом есть несколько направлений работы: парки развлечений, медиасети, Интернет, потребительские товары, домашнее видео и кинопрокат. Моя задача – сделать так, чтобы все эти подразделения работали вместе. Я отвечаю за стратегическое планирование в глобальном масштабе и координацию работы всех международных подразделений. Моя основная обязанность – попытаться заглянуть за горизонт, понять, как должна выглядеть наша компания через 10, 15 или 20 лет. Мы работаем в 200 странах мира, эта цифра может дать вам представление о том, насколько сложно устроена наша компания и как трудно скоординировать работу разных ее подразделений.

– Существуют ли приоритетные направления развития Disney?

– Их три: создание контента, применение новых технологий и развитие присутствия Disney за пределами США. Это векторы развития для всей корпорации. Как видите, международное развитие входит в тройку самых приоритетных направлений, так что у меня очень много работы.

– Британская газета The Independent утверждает, что ваша задача – увеличить долю дохода корпорации от зарубежной деятельности с 35% до 50%. Это так?

– По итогам 2005 г. The Walt Disney International принесла корпорации примерно 25% прибыли. Журналисты неоднократно говорили о пресловутых 50%, но это цифра, вырванная из контекста. Большая часть нашего бизнеса до сих пор сосредоточена в США, и американский рынок растет. Одновременно растет прибыль и от международных операций. И нас это вполне устраивает. Наша задача – увеличить прибыль от работы за рубежом. Ту прибыль, которая считается в евро, долларах, иенах, юанях или рублях, а не абстрактное процентное соотношение.

– В марте Боб Айгер сказал, что успехи в создании контента и новых технологий он оценивает на 5, а вот глобализацию корпорации – на 4. Почему вашу работу оценили так скромно?

– Смысл слов Боба в том, что мы никогда не будем удовлетворены и никогда не поставим себе 5. Мы реалистично смотрим на вещи и понимаем, что нам всегда есть куда расти и развиваться. Это большой мир, и у нас в нем еще много работы. Кроме того, на многих рынках мы только начинаем свою работу.

– Как вы определяете стратегию развития компании за рубежом?

– У нас нет стандартизированного подхода. Каждый новый рынок мы рассматриваем отдельно. Мы учитываем уровень экономического развития, культурные особенности, распространенность технологий, развитость инфраструктуры. Исходя из всех этих показателей, мы разрабатываем для каждого рынка стратегию и набор приоритетов.

– Как вы оцениваете развитость российского рынка?

– Нас вдохновляет не столько скорость экономических изменений здесь, сколько то, как именно они происходят, насколько структурированно и упорядоченно идет ваше развитие. Мы отмечаем рост доходов населения, появление выраженного среднего класса. С точки зрения экономики мы видим здесь множество возможностей для работы.

– Развитие каких отраслей вселяет в вас особый оптимизм?

– Ритейл. Чем активнее развиваются сети в вашей стране, ваши “Ашаны” и “Меги”, тем больше возможностей для бизнеса появляется у нас.

– Как вы оцениваете перспективы в сфере российского кинопроката?

– Для студийных подразделений Disney Россия уже входит в число 10 самых важных мировых рынков. Места в первой десятке меняются год от года в зависимости от кассовых сборов, в этом году Россия оказалась на 6-м месте. Мы видим, что с каждым годом растет число мультиплексов, и эту тенденцию мы рассматриваем как перспективную для нашего бизнеса.

– Планируете ли вы уменьшать окна между премьерами фильма в кино и его выходом на DVD?

– Мы изучаем этот вопрос не только применительно к России, но и для других рынков. К сожалению, через Интернет распространяются пиратские версии фильмов, и это во многом мешает нам уменьшить окна. Мы считаем, что менять политику окон только в одной стране нерационально, так как, выпустив хороший DVD на одной территории, мы фактически даем мастер-диск пиратам. Они могут скопировать его, вывесить в Интернет, и пиратские DVD тут же разойдутся по всему миру. Сейчас мы думаем, как синхронизировать процесс выпуска DVD во всем мире.

– Неужели это сложно?

– Да. В ряде стран есть законодательные барьеры: например, во Франции по закону DVD должен выходить не раньше чем через шесть месяцев после премьеры. На других рынках мы сталкиваемся с проблемами сезонности. Потребительские привычки людей во многом зависят от времени года, но, когда в Москве лето, где-нибудь в Австралии – зима. Кроме того, есть проблемы региональные: например, в Европе, Латинской Америке и Азии во время чемпионата мира по футболу люди практически перестали ходить в кино. А если не совпадают релизы фильмов, то по-разному выпускаются и DVD. Но думаю, что рано или поздно мы придем ко времени, когда фильм будет выходить одновременно в кино, на ТВ, в Интернете и на DVD.

– Быстрый выпуск DVD не повредит прокату?

– Я не думаю. Есть что-то необычное в ощущении от просмотра фильма в компании нескольких сотен зрителей. Если вы смотрите комедию, вы смеетесь вместе с ними, если это фильм ужасов, пугаетесь происходящего на экране. Каким бы качественным ни был ваш домашний кинотеатр, вы никогда не сможете соперничать со стереосистемой и экраном хорошего мультиплекса.

– Как вы относитесь к идее продажи фильмов через интернет-магазины?

– Это очень перспективное направление бизнеса, и мы уже провели несколько практических тестов. Например, с сентября каждый эпизод сериала “Отчаянные домохозяйки” можно было скачать с сайта ABC бесплатно. Эпизод выкладывался на следующий день после того, как его показывали по ТВ, и был доступен для скачивания в течение двух недель. Рекламное время было продано одному рекламодателю. Реакция зрителей была потрясающая. Обычно на серию приходится 5–6 рекламных блоков, здесь – 3–4, и только одного рекламодателя. С точки зрения зрителей, это была нормальная плата за возможность бесплатно скачать серию. Для нас же реклама означала доход даже от бесплатно распространяемого контента.

– В чем вы видите свою главную задачу в России?

– Я хочу создать полноценную российскую компанию The Walt Disney Russia. Чтобы через 10 или 15 лет российский потребитель, покупая продукт Disney, относился к нам так же, как американский потребитель, – как к своей компании.

– Как достичь этой цели?

– Мы уже сделали первый шаг – назначили гендиректором российского подразделения Марину Жигалову-Озкан. Для нас важно оперативно действовать, исходя из реалий российского рынка, поэтому все решения, которые касаются нашего бизнеса в России, принимает руководитель The Walt Disney Russia. У нее в этом вопросе полная автономия. Все подразделения Disney, которые работают или будут работать в России, будут подчиняться московскому офису. Аналогичным образом мы строим свою работу на всех развивающихся рынках, например в Индии и Китае.

– Сейчас в России Disney представлена фильмами, анимацией, телесериалами, плюшевыми игрушками. Какие еще сегменты рынка вас интересуют?

– Мы планируем расширять присутствие в сфере потребительских товаров. У нас есть несколько соглашений с сетевым ритейлом, есть множество лицензиатов, выпускающих продукцию с нашим брендом. В ближайшие два года собираемся увеличить как число лицензиатов, так и ассортимент товаров Disney в сетевых супермаркетах. Мы также будем развивать так называемые уголки Disney в больших магазинах типа “Детского мира”.

– Есть ли планы открыть в Москве монобрендовый магазин Disney?

– Нет. На этом рынке более эффективна работа с торговыми сетями. Есть еще один формат, который мы считаем перспективным. Это своеобразные бутики, в которых продают высококачественную и дорогую одежду с брендом Disney. Например, одежду, сделанную D&G с использованием героев анимации Disney. Возможно, и на российском рынке мы попробуем сделать то же самое. Поработать с магазинами эксклюзивной одежды, предложить им одежду Disney Couture. Мы будем рады поработать в таком формате и с перспективными российскими дизайнерами.

– То есть вы хотите находиться во всех ценовых сегментах?

– Да. Мы хотим, чтобы у российского потребителя была возможность купить футболку с Микки-Маусом как за $14, так и за $1400.

– Как складываются отношения с российскими телесетями?

– С точки зрения телепродуктов Россия уже является для нас важным рынком, на котором нам многого удалось достичь. Disney принадлежат телеканалы ESPN и ABC, и их сериалы успешно идут по российскому телевидению. У нас очень хорошие отношения с “Первым каналом”, где давно и успешно идет программа “Дисней-клуб”. Это важно для нас, так как из нее люди узнают о наших персонажах.

– Какие еще проекты есть у российского Disney?

– Мы собираемся активно работать в сфере контента для мобильных телефонов. По мере распространения мобильных технологий мы будем представлять свои продукты в сфере приложений, MMS, картинок и мелодий для мобильных телефонов. То же самое можно сказать и об Интернете. Думаем мы и о развитии своего издательского бизнеса в России. У нас уже есть несколько очень успешных лицензиатов в издательском бизнесе, например “Эгмонт”, и мы будем расширять наше сотрудничество с ними. Сейчас Disney – крупнейший в мире издатель детской литературы, но на всех рынках, кроме, кажется, Испании, мы работаем через лицензиатов.

– Появится ли когда-нибудь российский “Диснейленд”?

– Пожалуй, единственное, чего в обозримом будущем не будет, – это как раз “Диснейленда”. Пока планов открыть в России парк развлечений у нас нет.

– Почему?

– Это вопрос не только строительства, но и обслуживания парка. Одна из самых острых проблем в России – климат. Экономика “Диснейленда” подразумевает круглогодичную эксплуатацию. Кроме того, у парка должно быть определенное число посетителей. Работающие “Диснейленды” в год посещают десятки миллионов человек. Я думаю, пройдет еще много-много лет, прежде чем мы сможем всерьез рассматривать возможность строительства “Диснейленда” в России. Сейчас таких планов нет. Но хочу отметить, что я не говорю “никогда”.

– Что же делать тем, кто хочет побывать в “Диснейленде”?

– Стоит поехать в парижский “Диснейленд”.

– Может быть, у вас есть план открыть турфирму Disney?

– Мы точно будем рассматривать эту возможность. Может быть, это поможет большему числу россиян поехать в парижский “Диснейленд” или даже в “Диснейленд” в Калифорнии.

– Планирует ли Disney заняться телепроизводством в России? Приобрести существующую компанию?

– Этот вопрос постоянно обсуждается. Мы понимаем, что, если мы хотим создать полноценную компанию в этой стране, нам нужно производить локальный контент. Но сейчас никаких конкретных планов у нас нет.

– Собираетесь ли вы приобретать кабельные каналы?

– У нас есть мировой кабельный канал Disney Channel, и мы не исключаем, что при хорошем стечении обстоятельств он может появиться и в России. Мы всерьез думаем об этом.

– Планирует ли Disney приобрести российскую анимационную студию?

– Нет. Когда мы обустроим свой бизнес в России, мы непременно попробуем начать производство и анимационного контента, но не прямо сейчас. У России богатое анимационное наследие, люди ценят анимацию. Кроме того, в России популярны сказки и развита сказочная культура, что также может помочь нам, ведь бизнес Disney тесно связан со сказками. Мы хотим инкорпорировать вашу историю и культуру в нашу продукцию. Если мы начнем производство анимационных фильмов в России, то это будет русская анимация под брендом Disney, а не американская анимация, сделанная в России.

– Негативное отношение к американизации мировой культуры как-то влияет на ваши финансовые показатели?

– Никак не влияет по той простой причине, что это неправда. Мы регулярно проводим исследования на рынках, на которых мы работаем, и тщательно мониторим общественные настроения, и я могу точно сказать, что откровенно негативное отношение к бренду Disney встречается крайне редко. Мы не просто бренд, Disney – это персонажи мультфильмов и сказок. Микки-Маус – это интернациональный герой, его знают дети в Италии, Китае или Великобритании. Я думаю, что, если спросить ребенка на улице в Москве, откуда родом Микки-Маус, он вряд ли ответит: “Из Нью-Йорка”.

– Disney – это транснациональная корпорация или Волшебное королевство?

– Мы действительно могущественная корпорация, но только для финансистов с Уолл-стрит. Для потребителей мы Волшебное королевство.