Позолотить деревяшку


“Художники не просто расписали мебель IKEA: они показали, что можно придать индивидуальность любому предмету”, – считает директор галереи “Дом Нащокина” Наталья Рюрикова. Так-то оно так, но вряд ли рядовому потребителю этой торговой марки по карману такая роскошь, как индивидуальность профессионального и признанного художника.

Салонный эстетизм Рустама Хамдамова, поэтический юмор Тонино Гуэрры, чувство стиля Сергея Бархина, мастеровитость Андрея Пашкевича, цветовая чуткость Екатерины Корниловой, комический неопримитивизм Владимира Любарова не преобразили серийную мебель, а уничтожают ее как хоть какую-то ценность. На выставке создается впечатление, что, пока художники не взялись за работу, не вложили в нее свои навыки, умения и профессиональную культуру, попавшие им под руку чистые доски никогда и не были функциональными предметами.

Конечно, чисто теоретически на прикроватную тумбу, покрытую Андреем Пашкевичем изящнейшим цветочным узором и благородно состаренную фиктивными кракелюрами, можно поставить стакан с чаем, а в платяной шкаф, на дверки которого Рустам Хамдамов нанес золотисто-терракотовые изображения женщин-вамп, ничто не мешает повесить брюки. Но рука с трудом повернется сделать это, сначала на шкафчик захочется полюбоваться. Недорогая и удобная мебель, которую можно купить в магазине, рядом со своими выставленными в художественной галерее облагороженными аналогами кажется почти убожеством для материальных неудачников.

“Мебель как искусство” – не рекламная акция, а филантропическая. Расписанные 25 художниками 50 комодов, столов и стульев будут проданы на благотворительном аукционе. Масштабные, стратегически продуманные рекламные кампании IKEA хорошо известны, и понятно, что никакая камерная галерейная выставка на размер продаж повлиять не может. Зато для художников такая выставка – фантастически удачный рекламный проект.

Когда мы смотрим на картины, то не вспоминаем, что, пока холст не тронула кисть, он был просто тряпкой, а судим о произведениях по законам искусства. А на этой выставке экспонаты конкурируют не между собой, а с тем, что попало в руки художника. И, конечно, победа индивидуального произведения, даже самого скромного, над серийной продукцией – наглядная, сокрушительная и чистая. Тут только следует уточнить, что IKEA для выставки выбрала самые простые образцы своего товара.

В современной культуре – художественной и бытовой – конфликт между массовым и индивидуальным, простым и сложным уже не кажется существенным. Когда критерием оценки становятся успех и прибыль, все тиражное, дешевое и популярное автоматически побеждает уникальное, дорогое и многодельное. И это для демократического общества нормально. Но иногда незапланированно, как в случае с выставкой “Мебель как искусство”, нам напоминают, какого удовольствия эта победа стоила.