БАНКОВСКИЙ СЕКТОР: Удалите государство


Недавно я спросил известного шведского экономиста о том, какие уроки могла бы извлечь Европа из экономического успеха Швеции, на что он ответил: “Не копируйте нашу модель социального развития. Вместо этого переживите финансовый кризис”. Он имел в виду начало 1990-х, когда в Швеции разразился тяжелый финансовый кризис, из-за которого структурные изменения в банковском секторе и в экономике в целом пошли гораздо быстрее.

Причину внезапного улучшения экономического состояния страны назвать непросто. У политиков обычно бывает только один шанс на реформу. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер сделал ставку на реформирование сферы социального обеспечения. Премьер-министр Франции Доминик де Вильпен пытался, но так и не смог реформировать рынок труда для молодых специалистов.

Мне кажется, что и во Франции, и в Германии приоритеты должны быть другими. Я бы начал с банковской системы. Следуйте за деньгами. Финансовый кризис в шведском стиле мог бы в этом помочь, но в реальном мире реформа – это лучшая альтернатива.

Конечно, проблемы у всех европейских стран разные. В банковском секторе и Франции, и Германии доминируют некоммерческие финансовые институты. Наиболее актуальна эта проблема для Германии. В 2005 г. в этой стране на долю коммерческих банков приходилось лишь 26,5% активов всего банковского сектора, причем этот показатель практически не меняется с 1990 г. Наибольшую силу в немецкой банковской системе имеют государственный сектор и кооперативные банки. В результате между частным и государственным секторами возникают нездоровые отношения, которые уже привели к вымыванию частного сектора из значительных активов розничного рынка.

Есть чему поучиться у Италии. Сравнительное исследование, проведенное Банком Италии, Бундесбанком и различными европейскими университетами, показало, что в некоторых отношениях Италия – образец для подражания. В 1990 г. ее банковская система была очень похожа на немецкую. С 1990 по 2005 г. доля активов госбанков упала с 70% примерно до 9%. В обеих странах главной причиной роста совокупной факторной производительности стал технологический прогресс, но в Италии в этот рост свою лепту внесла приватизация.

Почему же в Италии реформы прошли, а в Германии – нет? Итальянцы поняли, что ко времени вступления в еврозону в конце 1990-х им необходим современный банковский сектор. Немцы в отличие от них полагались на собственную разнородную систему. Она сослужила им хорошую службу, особенно в период послевоенного восстановления страны. Как отметил один немецкий высокопоставленный чиновник, сейчас преобладает оборонительная позиция: пока не сломалось, чинить не надо.

Преобладание в банковском секторе государственного капитала отрицательно сказывается на росте экономики страны. И это не новость. Профессор финансов Университета Брауна Росс Ливайн утверждает, что госбанки непригодны для тех целей, ради достижения которых они были созданы: сокращения бедности, содействия финансовому развитию, предоставления гражданам доступа к капиталу, который они никогда не получат по-другому, и помощи небольшим компаниям со скромной кредитной историей. Вывод исследователей состоит в том, что государственные банки – это главным образом политические банки, которые служат отдельным интересам внутри общества, но не обществу в целом. Иными словами, это инструменты коррупции.

Исследование, посвященное работе госбанков Индии, например, показало, что в выборный год объем выдаваемых ими кредитов на 5–10% выше, чем в обычные годы. Аналогичное исследование, проведенное в Японии, выявило, что префектуры, представленные влиятельными членами правящей либерально-демократической партии, получили больше ссуд госбанков. В Европе ситуация принципиально не отличается. В Германии к услугам госбанков прибегают федеральные политики всех уровней, чтобы помочь компаниям, которые в рыночных условиях ни за что не выжили бы. Хотя такая помощь популярна среди политиков, для экономики она имеет долгосрочный негативный эффект, поскольку препятствует структурным изменениям. Если бы в Германии банковский сектор был полностью коммерческим, я бы не удивился, что доля обрабатывающей промышленности в экономике страны оказалась бы меньше, чем сейчас. Госбанки в значительной степени поддерживают обрабатывающую промышленность.

Итак, каковы шансы реформы? Несколько лет назад, после кризиса на рынке доткомов, казалось, что Германия может испытать финансовый шок, подобный шведскому. Но с тех пор норма прибыли вернулась на прежний уровень. Я считаю, что европейская политика в области конкуренции и дальнейшая интеграция европейского финансового сектора в совокупности приведут к давно назревшей модернизации банковского сектора европейских стран. Приоритетом для европейских реформаторов-экономистов должна стать подготовка условий для изменений. (FT, 19.11.2006, Иван Васильев)