Без орхидей и манго


21 ноября чиновники Россельхознадзора встречались с коллегами из голландского министерства сельского хозяйства, природы и качества продовольствия. “Как заявили представители Нидерландов <...> министерство сельского хозяйства Нидерландов не может обеспечить фитосанитарную безопасность экспортируемой в Россию продукции”, – говорится в официальном сообщении Россельхознадзора по итогам встречи. Чтобы решить эту проблему, с 1 января 2007 г. голландцы планировали передать функции контроля качества и безопасности растительной продукции от министерства четырем независимым компаниям, но окончательная дата передачи пока не определена. О том, продолжат ли голландцы сертифицировать свою сельхозпродукцию, в сообщении не говорится. Но указано, что голландское министерство прекращает сертификацию цветов, поступающих в Россию с аукционов, а также всех грузов растительного происхождения, следующих транзитом через Голландию из третьих стран. По мнению чиновников Россельхознадзора, реформу голландской системы контроля качества нужно изучить и аудировать.

Но в голландском минсельхозе отвечают, что от сертификации не отказывались. “С 1 января мы будем не только проверять всю продукцию, поставляющуюся в Россию, мы будем проверять ее дважды и снабжать сертификатами, гарантирующими на 100%, что в ней не содержится вредителей”, – говорит Бенно Брюгинг, замгендиректора по связям с общественностью голландского министерства сельского хозяйства, природы и качества продовольствия. Такой порядок коснется не только собственной сельхозпродукции, но и товаров, следующих транзитом. Голландцы хотят уменьшить роль государства в процессе проверки сельхозпродукции, объясняет он, но введение новой системы пока отложено на неопределенный срок. Предложение о двух сертификатах, по его словам, “было озвучено на встрече 21 ноября“, но официальной реакции от российских инспекторов не последовало.

Если перебои с сертификатами все-таки начнутся, заменить голландские овощи и фрукты будет возможно, говорит директор московского филиала JFC (крупнейший импортер фруктов) Максим Саяпин: груши, яблоки, капусту и репчатый лук вполне можно закупать в Испании, Франции или Бельгии. Но Роттердам – крупнейший центр перевалки экзотических фруктов. “Если нужно 20 коробок манго, мы берем их там”, – подтверждает гендиректор группы “Глобус” (импортер овощей, фруктов, мяса и рыбы) Давид Калихман. Цены на манго, авокадо, листовые салаты и другие экзотические фрукты и овощи взлетят, но “на традиционных товарах это не отразится”, считает Калихман. “Наши партнеры в Голландии ничего не знают об изменениях, и отгрузки продолжаются так же, как и все последние дни”, – говорит представитель крупной компании – импортера фруктов и овощей.

Также через порт Роттердама переваливается небольшая часть кофе. Если не будет введен запрет на импорт из других европейских стран, поставщики переориентируют поставки на немецкий порт Гамбург. Единственным последствием может стать небольшое повышение цен на дорогие виды кофе вроде арабики из Коста-Рики, считает гендиректор ассоциации “Росчайкофе” Рамаз Чантурия.

А вот цветоводы вспоминают, что в 2004 г., когда ввоз цветов из Голландии был временно запрещен (см. врез), уже через несколько недель в России появились партии цветов из Германии, Дании и Польши. Калифорнийский трипс присутствует и в России, и в Евросоюзе, но в Европе он вообще не является карантинным объектом, говорит исполнительный директор Некоммерческого партнерства по развитию цветочного бизнеса Людмила Веренчикова. Российские власти обнаруживают в голландских цветах трипс с частотой 0,01–0,02%, что соответствует международным нормам, говорит представитель голландской ассоциации цветочников HBAG Ян Ланнинг. “Но российская сторона требует 100%-ной защиты. Мы попытаемся, но не уверены даже, возможно ли это вообще”, – говорит он.