Удвоение за год


Российским фондовым рынком довольны большинство инвесторов. Прекрасен был 2005 год – акции выросли более чем на 80%, не менее прекрасен 2006-й. Даже майская паника не помешала индексу РТС вырасти более чем на 50%.

В этом году из крупных развивающихся рынков ни одному не удалось опередить российский.

Будут ли акции российских компаний и дальше радовать инвесторов? Определяющее значение будут иметь ожидания инвесторов относительно долгосрочных перспектив цен на нефть, пишут аналитики UBS в докладе “1700. Куда идти дальше?”.

“Понятно, что, если нефть продержится выше $60 еще один год, инвесторы будут пересматривать прогнозы, – говорит один из соавторов доклада – Андрей Выхристюк. – Сейчас рынок оценивает нефтяные компании исходя из $40–45 за баррель”.

Такие прогнозы многие эксперты называют очень консервативными. Например, вчера пятилетние фьючерсы на Brent торговались в Нью-Йорке по $66 за баррель. А в вышедшем недавно докладе Международное энергетическое агентство предсказывает, что Brent если и опустится ниже $60 за баррель до 2030 г., то незначительно и лишь на пару лет.

Тогда справедливый прогноз индекса РТС в декабре 2007 г. должен составить 3200 пунктов, что предполагает рост рынка на 88% за год, утверждают авторы доклада.

И даже если оценка долгосрочной нефти повысится всего только до $50 за баррель, российский рынок будет чувствовать себя прекрасно: через год справедливая оценка индекса – 2500 пунктов.

“Нет ничего удивительного в том, что индекс РТС так сильно зависит от стоимости нефти, – считает Выхристюк, – ведь доля нефтегазового сектора в нем превышает 50%”. Самый большой вклад в рост оценки индекса при цене нефти $60 за баррель дает “Газпром”. По прогнозу UBS, справедливая стоимость одной акции газового концерна составит в этом случае $31,75 – почти в три раза выше текущих котировок. Справедливая стоимость акции “Лукойла” ($143) будет почти в два раза выше, чем сейчас, а “Сургутнефтегаза” ($2) – в полтора раза.

UBS объясняет большую зависимость “Газпрома” от изменений стоимости нефти налогами. Налогообложение сырой экспортной нефти – 89%, а экспортного газа – всего 47%, а между стоимостью нефти и газа существует линейная зависимость. “Для компаний из остальных секторов нет большой разницы, сколько стоит нефть, если цена переваливает за $40 за баррель, – полагает Выхристюк. – Все-таки большую часть денег стерилизует из экономики стабфонд”.

Аналитики других компаний сомневаются, что, даже если все инвесторы уверуют в $60 за баррель Brent, индекс РТС сможет за год достичь 3200 пунктов. “Нефть – слишком непредсказуемый товар, чтобы точно опираться на такие прогнозы, – считает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. – Только что, всего за три месяца, она ушла с $78,5 за баррель до почти $56”. На его взгляд, если исходить из долгосрочной цены нефти в $60, можно ожидать лишь 30%-ного роста индекса РТС за год: “На самом деле $60 за баррель будет означать стабильность цен, а наш рынок бурно рос только при галопирующих ценах на нефть”.

С оценкой в 30% возможного роста согласен и вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. На его взгляд, нельзя рассматривать российские компании без отрыва от их западных конкурентов, а предположить, что американские нефтегиганты вырастут за год вдвое, тоже сложно.

В самом UBS пока дают рекомендации, исходя из того, что в 2007 г. баррель Brent будет стоить $67, в 2008 г. – $59, а начиная с 2009 г. – всего $41. В этом случае индекс РТС к концу 2007 г. достигнет лишь 1900 пунктов, а “Газпром” по-прежнему будет стоить в районе $250 млрд.

Более того, в докладе рассмотрена возможность фиксации долгосрочной цены барреля нефти на уровне $30. Тогда к концу следующего года справедливая оценка индекса РТС опустится до 1150 пунктов. “Лукойл” и “Сургутнефтегаз”, правда, даже при таком сценарии будут стоить не меньше, чем они стоят сейчас. Зато справедливая оценка “Роснефти” упадет почти в два раза против нынешних котировок, а оценка “Газпрома” и “Новатэка” снизится и вовсе на порядок.