Джеймс Бонд – это я


По экранам московских кинотеатров уже вовсю мчится новый агент 007. Джеймс Бонд не стареет, вот уже двадцать первый раз, в данный момент в исполнении Дэниела Крейга, он с нами: служит Ее Величеству, мочит врагов и соблазняет женщин.

Киногерой пережил окончание «холодной войны», пять раз менял внешний вид, ему неоднократно пророчили зрительское забвение, однако даже самые неудачные серии приносят продюсерам немалый доход. Как ему это удается? Сотрудники русской редакции «Радио Свобода» Наталья Голицына и Андрей Шарый пытаются раскрыть эту главную военную тайну британской разведки. А заодно предлагают читателю подробнейшую энциклопедию «Бондианы». Сюда вошли краткие аннотации всех книг и всех фильмов об агенте 007, подробные рассказы о всех исполнителях главной роли и о режиссерах, работавших над разными сериями бессмертной саги.

И, конечно же, биография Яна Флеминга, человека, придумавшего Джеймса Бонда.

«Ян Ланкастер Флеминг с большим основанием, чем Гюстав Флобер об Эмме Бовари, мог бы сказать: «Джеймс Бонд – это я». Во многом писатель лепил героя по своему образу и подобию, во всяком случае, по подобию человека, каким видел себя в мечтах». Впрочем, на образ Бонда влиял не один Флеминг. Теренс Янг, режиссер трех серий, в том числе первых двух, передал Бонду кучу своих привычек. Именно Янг придумал знаменитый коктейль из водки и «Мартини» («взболтать, но не смешивать!»), именно он обучил простого шотландского паренька Шона Коннери аристократическим манерам.

Кстати, все актеры, исполнявшие роль истинного джентльмена Бонда, имеют самое обычное, можно сказать, пролетарское происхождение. Между актерами и их персонажами вообще масса забавных несовпадений: скажем, актер Десмонд Ллевелин, исполнитель роли гениального механика «Q», того, что снабжает агента 007 хитрым оружием и чудо-машинами, в обычной жизни был не в ладах с техникой и признался однажды, что любое сложное устройство в его руках мгновенно выходит из строя.

В книге много таких любопытных деталей, но главная ее ценность в другом. Наталья Голицына и Андрей Шарый показывают, как Джеймс Бонд уже сорок лет меняет наш мир.

Сначала книги Яна Флеминга совершили революцию в издательском бизнесе. Флеминг сформировал тип современного «боевика в мягкой обложке», который выпускается колоссальными тиражами, стоит дешево и проглатывается где-нибудь на пляже за несколько часов.

Второй этап – фильмы о Бонде, которые давно растасканы на цитаты и пародии. Не говоря уже о том, что именно на бондиане современный кинематограф оттачивал приемы product placement. Давно не секрет, что крупные компании готовы платить любые деньги, лишь бы их торговая марка оказалась на экране рядом с агентом 007.

Наконец, фильмы о Бонде зафиксировали сексуальную революцию 1960-х. Так что киноленты про супершпиона – это еще и своеобразная летопись второй половины

ХХ века. А в чем секрет успеха? Один из вариантов ответа дает бывший лидер британской лейбористской партии Хью Гейтскелл: «Комбинация секса, насилия и алкоголя с хорошей едой в промежутках становится беспроигрышным рецептом для тех, кто ведет такой ограниченный образ жизни, как я».

Голицына Н., Шарый А. «Знак 007: На секретной службе Ее Величества». – М.: Новое литературное обозрение, 2006