Искусство выжить в сезон


Россия и Европа подобны Южному и Северному полушарию. В Европе пик музыкальной активности приходится на лето, когда лучшие фестивали собирают лучших артистов Земли, у нас летом полное затишье. К декабрю в Европе, напротив, устанавливается относительный штиль: везде идут предрождественские концерты, а звезды тем временем устремляются к нам. У нас декабрь – пик сезона, когда исправный меломан может выбиться из сил, если начнет посещать все звездные концерты, многие из которых проходят к тому же одновременно.

В любом случае выбор труден, а о билетах приходится заботиться заранее. Поэтому пожелаем друг другу выдержки и решим не пропустить того, чего потом придется ждать еще годами.

Фестиваль «Декабрьские вечера»

Самое ожидаемое событие месяца. Вечера на Волхонке – подлинно гурманская затея: каждый год тема фестиваля увязана с музейной выставкой. На этот раз тема выставки одновременно народная и эстетская – «Маски: от мифа к карнавалу» и концертная программа в целом строятся на том, как высокая музыка обыгрывает вечные темы лица и маски, сакрального и площадного. За музыку барокко отвечают ансамбль Il Giardino Armonico из Италии и британская команда Red Priest – первые играют дерзким звуком, вторые отличаются дерзким поведением на грани фола, но и те и другие подлинные виртуозы. Ренеcсансную музыку представит итальянский ансамбль Mala Punica, а копенгагенская вокальная группа Ars nova, которой теперь руководит знаменитый хормейстер Пол Хиллиер, объединит Возрождение и ХХ век в лице Арво Пярта. Пианист Андреас Штайер играет музыку прошлого в духе аутентизма: привычный нам Шуман в его руках окажется непривычным. Много редкой музыки – от Монтеверди до аргентинских авторов – в программах превосходных певиц Марьяны Липовшек и Бернарды Финк. Кроме того, на «Декабрьских вечерах» по традиции выступят наши лучшие силы – от Марка Пекарского и Татьяны Гринденко до Наталии Гутман и Юрия Башмета.

1–30 декабря, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 12, тел. 203 95 78

Гастроли Мариинского театра

Валерий Гергиев и его труппа на сей раз высадятся на только отреставрированной сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Репертуар – премьеры последнего сезона, которые Москва еще не видела. Последняя опера Верди «Фальстаф» – режиссерский дебют Кирилла Серебренникова. Опера Бриттена «Поворот винта», которую поставил британец Дэвид Маквикар, – изысканное камерное произведение, мало вяжущееся с победоносным мариинским стилем. Тем не менее о второй работе петербургские критики отзываются теплее, нежели о первой.

9, 10 декабря, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, ул. Б. Дмитровка, 17, тел. 629 28 35

Концертный абонемент Большого театра

Главная оперная компания Москвы тоже не сидит сложа руки. С оркестром Большого выступит видный моцартовский специалист Леопольд Хагер, а арии Моцарта споет немецкое сопрано Рут Цизак. Другая гостья – немецкое контральто Биргит Реммерт – появится в программе Александра Ведерникова: дадут «Песнь о земле» Густава Малера.

4, 18 декабря, Большой зал консерватории, 13, тел. 629 81 83

Йо Йо Ма

Одновременно первый виолончелист в академическом мире и поп-фигура, он умело сочетает классику с записью саундтреков (музыка Тан Дуна к фильму «Крадущийся тигр...»). В Москве программа (в дуэте с пианисткой Кэтрин Стотт) будет чисто академическая: Шуберт, Франк и Шостакович, а также танго Пьяццоллы, которые тоже уже классика.

30 ноября, Большой зал консерватории, 13, тел. 629 81 83

«Мария де Буэнос-Айрес», танго-оперита

Доказательством статуса Пьяццоллы станет проект американского ансамбля Seattle Chamber Players, который вообще-то специализируется на высоколобой современной музыке. Оперита Пьяццоллы известна в версии Леонида Десятникова и Гидона Кремера, но это не та версия: ее сделал друг Пьяццоллы уругваец Пабло Зингер. С ансамблем выступят страстные аргентинские солисты – певцы и танцоры.

2, 3 декабря, Дом музыки, Космодамианская наб., 52, стр. 8, тел. 730 10 11