Сбить с толку


В марте будущего года в Музее Виктории и Альберта откроется выставка «Сюрреалистические вещи»: там впервые покажут, как это направление повлияло на архитектуру, дизайн, декоративное искусство. Обязательно выставят знаменитый диван в виде губ актрисы Мэй Уэст, созданный Сальвадором Дали, или платье из ткани, имитирующей раненое тело, от Эльзы Скьяпарелли.

В 20–30-х годах параллельно существовали сюрреализм и модернизм, оба были ответом на буржуазный конформизм. Однако целью модернизма было рационализировать и стандартизировать дизайн, чтобы он стал общедоступным. Тогда как сюрреалисты считали, что иррациональность, мир грез и подсознательного – это и есть ключи к освобождению мира от условностей. Модернисты предпочитали строгие формы, сюрреалисты исходили только из собственного воображения.

Предстоящая выставка отражает современную тенденцию: многие дизайнеры используют сюрреалистические мотивы и сюжеты, уже ставшие классикой. Мастер керамики Бодо Сперлейн, который работает на испанскую компанию Lladro, создал дизайн пробок для бутылок в виде голов лошади, барана и петуха. «Интерес к этому стилю подогрели ярмарки современного искусства: лондонская Frieze, базельская Art Basel, – считает Фрэнсис Султана, директор David Gill Galleries. – Заметно вырос интерес к вещам, дизайн которых напоминает о ярком направлении в искусстве ХХ века».

Вне конкуренции вещи Маттиа Бонетти. Его работы можно отнести и к сюрреализму, и к поп-арту: взять хотя бы знаменитый комод с выдвижными ящиками выпуклой формы, идея которого явно позаимствована у Сальвадора Дали. Или диван, будто обитый страницами из глянцевых журналов. В основном это единичные вещи, сделанные на заказ.

Керамические фигурки, созданные молодым лондонским дизайнером Барнаби Барфордом, – из тех вещей, что стирают границу между искусством и дизайном. Работы Барфорда сбивают с толку: существо в бальном платье, но с головой осла; двуглавый баран, напоминающий Тянитолкая из «Айболита»; гвардейцы с ангельскими крыльями; бюст Элвиса-младенца, но с бакенбардами. Барфорд говорит, что «пытается найти что-то фантастическое в самом обычном».

Чашки и блюдца Питера Тинга украшены объемными изображениями десятков крохотных человеческих ладоней. «Идея показать руку отдельно от тела вполне сюрреалистична, – говорит дизайнер. – Это пришло мне в голову, когда я наблюдал за мастерами по керамике, которые работают у меня в студии в Китае».

Дизайнер Бодо Сперлейн считает, что новая волна интереса к сюрреализму во многом объясняется реакцией на засилье технологий: «Сюрреалисты отвергали рационализм, современные художники так же реагируют на хай-тек и стерильную эстетику компьютеризированного мира. Сюрреализм по-зволяет нам играть с предметами, а значит, и со своими воспоминаниями и ассоциациями».

В Москве мебельных салонов, где продаются предметы интерьера в сюрреалистической манере, единицы. «Сюрреализм не может быть массовым увлечением, потому что он не позитивен», – считает дизайнер Антон Волошин. Странноватые предметы интерьера не всегда соответствуют представлениям об уюте. Антон Волошин признается, что ему не доводилось работать с сюрреалистическими предметами при проектировании жилых помещений и, по его мнению, они больше подходят ночным клубам.

Владимир Кутепов, генеральный директор компании Terra Darus Group, в которую входит салон «Флэт-интерьеры», лишь отчасти согласен с таким утверждением. Он считает, что сюрреалистические вещи хорошо впишутся в так называемые зоны развлечений в загородных домах: там, где обычно располагается домашний кинотеатр или бар. Что вполне соответствует представлениям сюрреалистов о том, что главное в жизни не работа, а творчество.

(Использованы материалы FT)