В зоне молчания


Фестиваль NET (Новый европейский театр), который проводят московские критики Марина Давыдова и Роман Должанский, – в последние пару лет, вероятно, самое загадочное событие сезона. В его афише непросто сориентироваться даже профессионально подготовленной публике. Большинство имен неизвестны, и что увидит зритель, когда придет в театр, заранее не особо и представишь. Может быть, зрелище, на которое и не следовало тратить вечер, а может, спектакль, о котором будешь вспоминать много лет. Именно так вышло на NET прошлого года, когда лаконичный и чрезвычайно эффектный спектакль «Эмилия Галотти» в постановке незнакомого Москве (но очень известного в Европе) немецкого режиссера Михаэля Тальхаймера произвел настоящий фурор. Так что, выбирая события фестиваля, надо сто раз подумать, прежде чем проигнорировать ту или иную постановку, –а вдруг это вторая «Галотти»?

Нет, конечно, несколько имен в программе всегда на слуху, иначе можно было бы уж совершенно растеряться. И Алвис Херманис, руководитель Нового рижского театра, который привезет на NET свой новый спектакль «Соня» по прозе Татьяны Толстой, и художники из питерского Русского инженерного театра АХЕ (с постановками «Фауст в кубе» и «Фауст в кубе. 2360 слов») – давние и любимые участники фестиваля. Темой NET этого года стал невербальный театр: легко обходящийся без слов, предпочитающий речи пластику, танец, игру с предметами и изображениями. Закономерно, что и спектакли эти будут идти не только на традиционной сцене, но и в местах не вполне привычных театралам: на ПRОЕКТЕ_FАБRИКА, в Центре со-временного искусства «Винзавод».

В общем, NET снова представит нам смешение различных искусств, жанров и художественных средств –для западного театра давно дело самое обыденное, для нас все еще новинка.

На английском спектакле «Не оглядывайся», где будут и видео, и инсталляции, зрители отправятся в путешествие по коридорам и цехам фабрики, в которых развернется миф об Орфее и Эвридике. Зарифмуется с ним израильская постановка «Орфей» – синтез пластического театра и театра предметов. В «Коде» француза Франсуа Танги прозвучат «голоса» Данте, Кафки, Пиранделло – своего рода эхо культурной памяти Европы. А в норвежском «Госпитале» медсестры выразят свои чувства в танце. Слову теперь не доверяют – печально это или нет, но именно таков новый европейский театр.

27 ноября – 6 декабря, МТЮЗ, Театр им. Моссовета, Театр наций, ПRОЕКТ_FАБRИКА, Центр современного искусства «Винзавод», www.netfest.ru