Взятие Москвы


Покорять столицу национальным колоритом российские розничные сети до сих пор не решались. С советских времен у нас сохранился лишь один «национальный» магазин – «Армения». Судя по обилию ярлычков «Продукт из Армении», добрая половина ассортимента действительно оттуда, даже кофе, томатная паста и курага в шоколаде. Но покупатели в основном идут за армянскими продуктами вроде сыра «Лари».

И вот в Москве открылся магазин «Бахетле» – эта сеть уже охватила Татарстан. 18 ноября, в день открытия супермаркета на Алтуфьевском шоссе, ажиотаж был такой, что сломались входные двери. Непонятно, из-за чего была давка: овощи как овощи, цены как цены, много коробок с чак-чаком, но он давно не редкость в московских супермаркетах. Как и свежая баранина: шейка, спинка, рагу, гуляш – от 187 до 364 руб. за килограмм. Есть в «Бахетле» несколько видов копченой конины: с пряностями и без, вся не дешевле 600 руб. за килограмм. «В магазине у мечети на проспекте Мира халяльное мясо вдвое дешевле», – говорит татарка Юля Измалова, которая накупила в «Бахетле» обычных салатов и полуфабрикатов. Выбор специфических кисломолочных продуктов здесь небольшой, но, по словам покупателя Тимура, кумыс из кобыльего молока продается в Москве лишь еще в одном магазине на ВВЦ.

Покупатели толпятся у прилавков, рассматривая продукты с названиями губадия, элиш, кыстыбай, эчпочмак. Вырвавшаяся из толчеи пара, у которой в тележке какие-то булки и пироги, легко объясняет мне значение этих слов. Круглые булки и есть элиши с начинкой из вареной картошки и мелко порезанной курицы. Эчпочмаки – традиционные татарские пирожки, их готовят из дрожжевого теста, начиняют или рубленым мясом с овощами, или просто овощами, главное, чтобы они имели форму треугольника (в переводе с татарского «эчпочмак» – треугольник). Кыстыбай с виду похож на обычные домашние блинчики, сложенные треугольником: пресное тесто прослоено картофельным пюре. Бывают кыстыбаи с тыквой, пшенной кашей, другими начинками. «Мы с женой ездили к другу в Казань, – делится со мной своими познаниями в выпечке молодой мужчина, представившийся Женей Катковым, – там и полюбили «Бахетле» за домашнее качество национальной татарской кухни». Женя расстроен, что ему не достались «треугольнички»: «Два эчпочмака по 16 рублей – и ты сыт как после плотного обеда». Пирог, купленный Катковым, носит русское название сметанник, потому что готовится из сметаны, взбитой со сливками. И таких «русских» продуктов в «Бахетле» большинство, хотя готовят их в основном татары. Как рассказала заместитель директора по кондитерскому производству сети супермаркетов Фарида Давидова, всех, кто сейчас занят в подвальном цехе московского магазина (а это большая часть сотрудников, поскольку 40% продукции супермаркета домашней еды «Бахетле» – собственного производства), пришлось везти из Татарстана. «Нам все равно, какой национальности сотрудник, но москвичи не идут в цех. Видимо, непривычная кухня: глаза таращат, когда описываешь начинку для мясной губадии». Губадия – круглый пирог с многослойной начинкой из вареного риса, пропаренного изюма, сладкого творога из топленого молока и мясного фарша.

Большинство пришедших в магазин в первые дни – татары и жители соседних домов. Но, видимо, не только на них рассчитывает сеть, которая планирует открыть еще десять магазинов в Москве.

«Бахетле», Алтуфьевское ш., 22Б, тел. 234 72 06