Неделимый “Ангарскцемент”


РАТМ и “Сибцем” борются за контроль над “Ангарскцементом” с осени 2004 г. Новосибирцы купили контрольный пакет акций ангарского завода, но оперативное управление предприятием получили кемеровчане, владеющие более 48% акций. В начале июня 2005 г. РАТМ лишился контрольного пакета – 2,17% акций завода были списаны со счетов номинального держателя по решению мирового судьи Уфы по иску начальника планово-экономического отдела “Ангарскцемента” и бывшего члена совета директоров завода Любови Капитоновой. Вернуть эти акции РАТМ пока не удается.

В марте 2006 г. новосибирцы провели внеочередное собрание акционеров “Ангарскцемента”, избрав на нем гендиректором завода Николая Фоменко, а председателем совета директоров – Александра Стефановского. Однако добраться до управления им не удалось. Результаты этого собрания в “Сибцеме” не признают и директоров, по версии РАТМа, не пропускают на предприятие. “Сибцем” также избрал свой совет директоров и гендиректора “Ангарскцемента”.

В минувший четверг представители РАТМа предприняли очередную попытку прорваться к управлению заводом.

Как сообщил вице-президент “Сибцема” Сергей Филенко, утром 23 ноября представители службы судебных приставов в сопровождении примерно 60 человек в камуфляже пытались пройти на завод, предъявив решение мирового судьи Железногорска (Курская обл.) Ольги Щербаковой от 10 ноября. Оно предусматривало беспрепятственный пропуск Фоменко на рабочее место и передачу ему печатей предприятия. Но ни приставы, ни Фоменко не были допущены на завод, говорит Филенко, так как в “Сибцеме” считают решения судьи незаконными. По его словам, мировые судьи не могут выносить решения по спору хозяйствующих субъектов, такие дела находятся в ведении арбитража или судов общей юрисдикции. Филенко напомнил, что представители РАТМа, используя решения мировых судей, уже пытались дважды проникнуть на завод, но также безрезультатно. По его данным, впоследствии эти решения были отменены, а судьи, вынесшие их, наказаны: один отстранен от ведения дел, а второй предупрежден.

В РАТМе уверяют, что Фоменко – единственный законно избранный гендиректор “Ангарскцемента”. По словам Стефановского, “Сибцем” пытался оспорить мартовское решение собрания акционеров, но 19 сентября арбитражный суд Иркутской области в удовлетворении иска им отказал и 19 октября это решение вступило в силу. Кроме того, сказал Стефановский, Фоменко уже зарегистрирован как гендиректор ОАО “Ангарскцемент” в Едином госреестре юридических лиц налоговой инспекции Ангарска. Стефановский также сообщил, что сейчас новосибирцы требуют возврата имущества ОАО, переданного без его ведома в ООО “Ангарский цемент”. По его данным, эти сделки прошли еще в 2005 г., но известно о них стало только в этом году. Рассмотрение иска по существу назначено на 13 декабря.

По данным “СПАРК-Интерфакс”, в 2005 г. было учреждено две компании: в мае – ООО “НПО “Ангарский цемент” с уставным капиталом 114,9 млн руб., а в августе – ООО “Ангарский цемент” с уставным капиталом 98,3 млн руб., его учредителем выступило НПО “Ангарский цемент”. В РАТМе настаивают, что эти предприятия сформированы за счет активов ОАО, что незаконно, так как РАТМ, как акционер, не принимал таких решений.

Руководитель корпоративной практики юридической компании “Вегас-Лекс” Анна Худанова считает легитимность решения мирового судьи спорной. Компетенцию мировых судей, закрепленную в Гражданско-процессуальном кодексе, трактуют по-разному, но практика такова, что мировой судья не уполномочен принимать решения, обеспечивающие реализацию права на вступление в должность. Поэтому отказ “Сибцема” выполнить такое решение оправдан, отмечает юрист.

Адвокат компании “Юков, Хренов и партнеры” Дмитрий Степанов считает, что у РАТМа высокие шансы оспорить вывод имущества из ОАО “Ангарскцемент”. “Для этого истцу нужно доказать, что решение о его передаче принималось неуполномоченным органом, либо найти нарушения в порядке отчуждения имущественного комплекса”, – говорит юрист. По мнению Степанова, “Сибцем” использовал передачу имущества как стандартный прием для того, чтобы обесценить участие противоборствующего акционера.