РАО ЕЭС оставят без сетей


По плану энергореформы РАО ЕЭС должно быть реорганизовано в два этапа. На первом из компании выделят ОГК-5 и ТГК-5 (соответствующее собрание акционеров РАО запланировано на 6 декабря). Затем энергохолдинг должен быть ликвидирован, а акции всех принадлежащих головной компании “дочек” будут пропорционально распределены среди акционеров “ЕЭС России”. Второй этап планируется завершить до середины 2008 г. Но чиновники хотят ускорить ликвидацию РАО: ФСК и “Системный оператор” могут быть выделены из РАО “ЕЭС России” уже в середине 2007 г., рассказали “Ведомостям” несколько чиновников.

Эта идея обсуждалась на совещании у президента Владимира Путина по вопросам энергетики 19 октября, рассказывает один из собеседников “Ведомостей”. По его словам, Путин дал поручение министерствам и ведомствам проработать вопрос об ускоренном выделении ФСК и СО из РАО ЕЭС. На этом настаивает администрация президента, уверяет источник, близкий к Кремлю, потому что цель реформы – разделение холдинга по видам бизнеса, а сохранение сетевых и генерирующих активов в одном “кармане” сдерживает их развитие. Один из возможных вариантов выделения – последующее слияние ФСК и СО, рассказывает он.

После выделения ФСК и СО из РАО ЕЭС государство получит прямой контроль над нынешними “дочками” холдинга (52% акций), отмечает руководитель департамента Минпромэнерго Вячеслав Кравченко. “ФСК быстрее выйдет на биржу, это приведет к росту ее капитализации и даст компании дополнительные возможности по привлечению заемного капитала на инвестиции в сети”, – считает Кравченко. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивала на скорейшем отделении инфраструктурных компаний от РАО ЕЭС еще в 2004 г., напоминает руководитель управления ФАС Александр Пироженко. “О какой справедливой конкуренции на оптовом рынке можно говорить, если ФСК и СО принадлежат одному игроку – РАО ЕЭС? СО фактически задает параметры загрузки генерирующих объектов, а ФСК обладает критически значимой для рынка информацией о ремонтах и режимах работы сетевого оборудования”, – возмущается Пироженко.

Но РАО ЕЭС не спешит расставаться с ФСК. Вопрос о выделении сетевой компании не включен в план заседаний совета директоров энергохолдинга на ближайшее время и не может быть рассмотрен раньше III квартала 2007 г., ведь сначала РАО нужно осуществить плановое выделение первых двух компаний – ОГК-5 и ТГК-5, сказали два источника, близких к РАО ЕЭС. Неразумным называет быстрое отделение сетей от РАО и сотрудник ФСК. “Это может сорвать наши инвестпланы, ведь почти треть инвестпрограммы в 2007 г. (31,8 млрд руб.) ФСК собирается финансировать за счет продажи активов РАО ЕЭС, прежде всего блокпакета акций ОГК-5”, – переживает он.

А вот один из членов совета директоров РАО называет плюсом то, что РАО не сможет перебрасывать деньги, вырученные от продажи генерирующих активов, на инвестиции в сети. ОГК тоже нужны деньги, поэтому инвестпрограмму ФСК нужно частично финансировать не за счет продажи активов, а из федерального бюджета: правительство должно выкупить допэмиссию акций ФСК, чтобы получить в компании 75% плюс 1 акция, как предусмотрено законодательством, резюмирует Кравченко.