Женский бизнес


Микрофинансисты

Вручение Нобелевской премии мира за 2006 г. бангладешскому банку Grameen и его основателю Мухаммаду Юнусу, ссудившим деньги 6 млн женщин, может повысить общественный интерес к организациям, специализирующимся, как и Grameen, на микрофинансировании. В России такая организация, “Женская микрофинансовая сеть” (ЖМС), работает с 1998 г. В ту пору Диана Медман, нынешний председатель правления сети, состояла в Российской женской партии и раздумывала о возможностях более активного вовлечения женщин в предпринимательство. Именно к ней и обратились представители Всемирного женского банка, которые искали партнеров для выхода на российский рынок. Так было создано некоммерческое партнерство ЖМС. Помимо Медман у его истоков стояли Елена Ершова и князь Петр Голицын, пожертвовавший часть собственных сбережений. Всемирный женский банк помог обучением и технологиями в сфере микрокредитования, а основу стартового капитала составил грант Фонда Форда в $500 000.

“В то время женщина не шла в банки. Поэтому слово “женская” в названии сигнализирует о нашем стремлении помочь женщинам войти в развитую кредитную систему”, – говорит Медман. Она уверяет, что ЖМС не дискредитирует мужчин, которые являются ее полноправными клиентами.

Медман, по ее словам, неоднократно встречалась с Юнусом и обсуждала с ним проблемы микрокредитования. Достижения ЖМС признала Международная финансовая корпорация (подразделение Всемирного банка), назвав ее одной из ведущих микрофинансовых организаций России. ЖМС первой получила специальную лицензию небанковской депозитно-кредитной организации от ЦБ, которая позволяет выдавать кредиты, но не требует соответствия столь серьезным требованиям, что применяются к банкам. Сейчас подразделения сети работают в шести российских регионах, а портфель займов в $10 млн распределен среди 6000 клиентов, говорит Медман. Средний размер займа вырос с 14 000 руб. в 1999 г. до 44 000 руб. к началу 2005 г. (более поздних данных нет). Среди клиентов сети – владельцы парикмахерских, магазинов и торговых точек на рынках, фермеры, производители одежды и продуктов питания и др. Например, Елена Хвалебнова открыла лавку по торговле товарами народного промысла, а потом и магазин “Вятич” в центре Калуги. Она постоянный клиент ЖМС, в прошлом году взяла и успешно вернула пять займов, в этом году – три. Сумма займов, которые идут на пополнение ассортимента магазина, составляет от $200 до $1000.

Таксисты

Женщины в России начинают играть все большую роль в бизнесе. И нередко создают компании, тоже ориентированные на женщин. Три месяца назад в Москве появилось “Розовое такси” – служба, предоставляющая услуги исключительно представительницам прекрасного пола. Руководит автопарком выпускница Сибирского института потребительской кооперации Ольга Фомина. К моменту создания собственной компании у нее не было никакого предпринимательского опыта: приехав в 2000 г. из Майкопа в Москву, Фомина год сидела дома с ребенком, затем училась и еще три года работала риэлтором в одном из агентств недвижимости. “А потом все как-то надоело, и я решила – пора!” – вспоминает предпринимательница. Сегодня в штате “Розового такси” 38 человек – 19 водительниц, четыре диспетчера, бухгалтер, управляющий и механики. За три месяца работы служба вышла на уровень 60–70 вызовов в день, включая обслуживание клиентов “с бордюра”.

По словам Фоминой, сейчас ее бизнес развивается по плану: в сентябре заработанные средства составили 20% лизингового платежа, а к концу декабря компания планирует выйти на полную самоокупаемость. Стоимость услуг “Розового таки” – 300 руб. за полчаса поездки, все что свыше – 10 руб. за минуту, т. е. 600 руб. в час. В ближайших планах предпринимательницы – покупка еще 10 машин и оборудование их ЖК-мониторами, что позволит начать развивать рекламную часть бизнеса.

Спортсменки

В некоторых компаниях “женские” проекты получают развитие как отдельные направления бизнеса. Так, в спортивном центре “Кимберли Лэнд” (принадлежит компании “Совиндеп-Сервис”) существует специальный тренажерный зал Ladies only. В 2001 г. с его идеей выступила замгендиректора и учредитель управляющей компании “Кимберли Лэнд” Наталья Кубаткина. “Фитнес-клуб у многих женщин ассоциируется с красивыми тренерами, в присутствии которых они чувствуют себя неуверенно, и им хотелось бы приходить сюда, уже имея идеальную фигуру, – рассказывает она. – Чтобы дамы не сидели дома и не воплощали самостоятельно свои идеи в жизнь, мы и предложили руководству компании создать для них специальный зал”.

Кубаткина работает в “Совиндеп-Сервис” с 1993 г. Тогда она училась на третьем курсе Московского университета нефти и газа, но по профессии работать не стала. “К моменту окончания вуза я поняла, что хотела бы остаться работать в компании и продолжить свой карьерный рост в ней”, – поясняет она. Сегодня “женский” зал в “Кимберли Лэнд” пользуется большой популярностью среди широкой аудитории женщин в возрасте от 14 до 45 лет: за пять лет число клиентов увеличилось в 3,5 раза – с 600 до 2100 человек, а доля зала в “спортивной” выручке компании – с 13% до 29,6%. “В основном наши клиенты – это беременные, женщины, страдающие лишним весом, и девушки-подростки, особенно критично в этом возрасте относящиеся к своей внешности. Здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободными”, – говорит Кубаткина. Спрос на “женский” фитнес сподвиг компанию расширить площадь зала. А в 2008 г. “Совиндеп-Сервис” планирует построить еще один спортивно-развлекательный комплекс площадью 30 000 кв. м рядом с уже действующим клубом, при этом площадь женского зала увеличится более чем в два раза – с 210 кв. м до 450 кв. м.

В перспективах “женского” бизнеса эксперты не сомневаются. “Среди женщин неуклонно растет процент лиц с высокими доходами – тех, кого принято относить к высшему или среднему высшему классу”, – говорит директор по исследованиям компании Discovery Research Group Александр Болтавин. По его мнению, в России уже сейчас формируется целевая группа для бизнеса, ориентированного на женщин, представительницы которой готовы тратить все большие деньги. С другой стороны, отмечает Болтавин, у нас практически отсутствуют экстра-феминистки, которые бы расценили появление подобных услуг как очередную форму дискриминации.