Индийская экспансия Wal-Mart


О том, что Wal-Mart Stores и Bharti Airtel (крупнейший оператор мобильной связи в Индии, обслуживает 24 млн клиентов) совместно откроют сотни магазинов в Индии, в понедельник объявил Сунил Миттал, генеральный директор индийской компании. По его словам, первые магазины новой сети будут открыты через несколько месяцев под обеими марками – они будут принадлежать Bharti и работать по франшизе Wal-Mart. Представитель Wal-Mart уточнил, что они подписали с индийской компанией предварительное соглашение, детали сотрудничества сейчас обсуждаются.

Wal-Mart необходимо было взять в партнеры местную компанию, поскольку индийские законы запрещают иностранным сетям открывать здесь магазины самостоятельно. Исключение делается только для монобрендовых магазинов, таких как Nokia или Reebok. А вот возможность международным компаниям закупать продукты у местных производителей индийское законодательство никак не регламентирует. У Wal-Mart, которая уже сегодня завозит из Индии одежду и текстиль примерно на $1,5 млрд в год, есть центр по закупкам в Бангалоре на юге страны. Власти Индии тем временем стремятся повысить эффективность агрокомплекса страны, а одной из его слабых сторон являются именно каналы поставки.

До последнего момента за контракт с Bharti кроме Wal-Mart состязалась британская Tesco. По словам представителя сети, Tesco прервала переговоры с Bharti, но не собирается расставаться с планами получить долю индийского розничного рынка, сообщило Reuters. Tesco, которая работает в 12 странах, необходимо осваивать новые рынки – британский перенасыщен. Она собирается добиться увеличения доли торговых площадей за границей до 60% до конца года. Сообщается, что кроме Wal-Mart и Tesco индийская компания также вела переговоры с французской Carrefour и германской Metro.

Но победа над Tesco и другими конкурентами не решает всех проблем Wal-Mart в Индии. Пока на индийском розничном рынке, оцениваемом примерно в $200 млрд, преобладают 12–15 млн небольших семейных магазинов. Просторные супермаркеты редкость. На продажи сетей приходится лишь $8 млрд в год.

Соревнование с местными ритейлерами может оказаться для Wal-Mart более напряженным, чем с другой международной сетью.

По мнению агентства Global Insight, за деятельностью американской сети будут пристально следить представители индийского розничного сектора, которые способны повлиять и на правительственную политику. Властям предстоит выдержать лавину протестов против проникновения иностранцев на рынок. По мере роста рынка семейным магазинам становится сложнее соревноваться с гигантскими сетями, способными предоставлять большие скидки. По мнению аналитиков PricewaterhouseCoopers, к 2015 г. объем индийского розничного рынка может превысить $330 млрд. Bharti уже начинают теснить конкуренты, такие как крупнейшая индийская частная компания Reliance. Основное направление ее деятельности – энергетика, но в прошлом месяце она начала открывать супермаркеты. Reliance сообщила, что собирается открыть 4000 магазинов в 1500 городах и деревнях до 2011 г. В числе других конкурентов – группы Tata и Aditya Birla Group.