Начальников ценят за прямоту


В сентябре международное рекрутинговое агентство Kelly Services попросило более 70 000 человек из 28 стран оценить своих руководителей по шкале от 1 до 10 (1 – низший балл, 10 – высший). Респонденты оценивали руководителей по четырем критериям: коммуникативные навыки, лидерские качества, умение работать в команде, умение распределять и делегировать работу. Средний балл российских начальников – 6,7. По сравнению с другими странами это средний результат. Согласно исследованию, “лучшие боссы” работают в Мексике (7,6 балла), США (7,3) и Канаде (7,2), а “худшие” – в Швеции (6,1), а также в Италии, Турции, Франции, Германии (по 6,2 балла). При этом оценки за коммуникативные навыки (прямота, умение формулировать задачи, открытость) у отечественных менеджеров выше, чем за умение работать в команде и делегировать полномочия.

“В целом российские работники довольны своими руководителями, хотя это и не означает, что менеджменту не нужно развиваться и совершенствовать свои управленческие навыки”, – говорит менеджер по маркетингу рекрутингового агентства Kelly Services Тамара Ачба. Как показало исследование, умение сплотить коллектив, создать команду – достаточно редкое качество современного российского менеджера.

“Соискатели ожидают, что если человек находится на более высокой позиции, значит, он не только профессионал своего дела, но и обладает всеми необходимыми управленческими и коммуникативными навыками”, – отмечает управляющий партнер компании Suvorova & Partners Executive Search Ольга Суворова. По ее наблюдениям, соискатели интересуются скорее предыдущим опытом работы руководителя, нежели тем, как он общается с подчиненными и умеет ли распределять среди них обязанности. “Их больше интересует то, чему они смогут научиться у этого руководителя, какие вынести знания и опыт и какое внимание тот уделяет развитию персонала в целом”, – соглашается с ней Юлия Иванова, старший консультант компании по подбору персонала THI Selection. Есть позиции, на которых людям очень важно, “под кого” они идут. Особенно это касается сфер маркетинга, HR, развития и обучения персонала, поскольку именно в них руководители нередко определяют общую стратегию развития компании, отмечает она.

Крепкая рука

“Большинство российских предпринимателей предпочитают самостоятельно руководить своим бизнесом и делают это довольно жесткими, авторитарными способами, – рассуждает гендиректор представительства Oracle в СНГ Борис Щербаков. – Такая тактика вполне понятна, ведь у наемного менеджера всегда меньше ответственности, чем у человека, которому принадлежит компания”. Но с этого начинается и недовольство сотрудников, склонных обвинять руководство в неумении распределять и делегировать работу, добавляет он. Сам Щербаков считает себя “рассудительным и сдержанным” начальником.

Вице-президент компании “Альфастрахование” Владимир Сорокин считает, что в некоторых случаях отсутствие коллегиальности оправданно. “Если мы принимаем решения вместе, я требую их исполнения, если решений нет вовсе, исполнять будут мои – делегировать я предпочитаю ровно столько, сколько человек сможет “на себе” унести”, – говорит он. При этом Сорокин считает себя вполне демократичным начальником. “Я приветствую любое инакомыслие, если оно конструктивное, но стараюсь быть честным со своими подчиненными и всегда говорить то, что думаю”, – рассказывает Сорокин.

Некоторые работодатели с результатами исследования готовы поспорить. “Мы в этом году подписали со своими управляющими компаниями специальные договоры о делегировании полномочий между сотрудниками всех уровней, – рассказывает Александр Гончарук, президент АФК “Система”. – И теперь, если, к примеру, мы захотим купить какую-то компанию, соответствующие службы “Системы”, ее управляющие и операционные компании смогут действовать согласованно”. По его словам, до подписания договоров нередко юристы операционной и управляющей компаний могли параллельно работать над одной и той же сделкой по слиянию и поглощению.

Ключ к сердцу

“Сама по себе постановка вопроса “любит” и “ненавидит” [подчиненный – начальника] очень эмоционально, аффективно заряжена, – размышляет Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании “MM-Класс”. – Для России, конечно, такое отношение к руководителю более свойственно, чем для западных стран. Ведь у нас начальник является “замещающей” фигурой родителя”. Но сейчас, по ее мнению, наблюдается тенденция к более прагматичным деловым отношениям. Поэтому прежде всего эмоциональной оценкой начальника в рабочем коллективе теперь озабочено не более 10–15% сотрудников. “Безусловно, каждому руководителю нужно всегда думать о том, как он выглядит в глазах подчиненных, – советует Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. – Руководителю гораздо важнее завоевать авторитет, давая понять каждому сотруднику, что тот незаменим и от успеха его работы зависит успех общего дела. Практика показывает, что подчиненные часто готовы прощать даже грубость руководителя, если они уважают в нем специалиста”. “Если еще десятилетие назад считалось, что для российского руководителя главное – квалификация и опыт, то сегодня многие понимают, что “хороший человек” – это профессия”, – считает Марала Чарыева, генеральный директор компании “Росинтер Ресторантс”. По ее мнению, чтобы бизнес был успешен, необходимо не только жестко требовать исполнения приказов, но и уметь работать в команде, делегировать полномочия и соблюдать баланс между доверием и контролем. Ведь от нормальных отношений между сотрудниками в конечном счете зависит слаженность работы, а следовательно, производительность труда. “Конечно, я задумываюсь о том, что обо мне думают сотрудники. Но вовсе не считаю, что в коллективе должны царить панибратские отношения, и предпочитаю формализованный стиль руководства”, – говорит она.

“Думаю, такие деловые качества, как коммуникативные навыки, лидерские качества, умение работать в команде, распределять и делегировать обязанности, по определению должны сочетаться с хорошими личностными характеристиками руководителя”, – размышляет Глеб Давидюк, партнер венчурного фонда Mint Capital. “Каждый руководитель должен понимать, что если он хочет на долгое время создать работоспособный коллектив, решающий не типовые задачи, а творческие, то такой коллектив должен строиться на уважении, позитивном отношении, симпатии к руководителю”, – отмечает Мелия из “ММ-Класса”.