НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Война или игра


90 х 60 х 90 – размер стандартного манекена модельеров, а вовсе не идеальная пропорция для слабого пола. 90 х 60 – главный книжный размер для измерения натурального (фактического) объема всех изданий, пересчитываемый в условных листах. В этом размере изданы две книги со схожим названием: военно-полевой бестселлер “Маркетинговые войны” Джека Траута и Элла Райса и свежий труд “Маркетинговые игры” Антона Попова. Между ними – жизнь целого поколения (первый выпущен ровно 20 лет назад) и смена эпох, но обе они о тех и для тех, кто руководит в каждой компании маркетингом.

Суть первой книги понятна всем, кто в детстве играл в солдатики: генералы ведут своих солдат в сражение, где можно или победить, или проиграть. “Современному бизнесу не хватает военачальников – людей, способных взять на себя ответственность за планирование и проведение общей маркетинговой программы, – убеждают американцы читателей. – Маркетинговых генералов грядущего будут характеризовать гибкость, смелость мышления и энергичность”.

Для того чтобы эти руководители могли “заставить умирать за свои компании других”, сменив бесстрашие на решительность, авторы вручают им стратегический квадрат с разными войнами: оборонительной – для лидеров; наступательной – для компаний № 2 в своей области; фланговой – для мелких конкурентов и партизанской – для локальных или региональных компаний. Взяв американскую автомобильную индустрию в качестве примера, Траут и Райс легко делают из квадрата “большой четверки” (General Motors, Ford, Chrysler и American Motors) иную конфигурацию, названную “один большой и три четверти”, ведь у General Motors 59% рынка! Что в этой ситуации должен сделать, по версии авторов, Chrysler – “остаться в стороне от битвы между General Motors и Ford и провести фланговые атаки”. В качестве примера они приводят легендарного Ли Якокку с его кабриолетом и первым мини-вэном.

Но вот какая незадача: маркетинговый генерал концерна DaimlerChrysler Джеф Белл почему-то считает, что сегодня развитие брендов Chrysler, Dodge и Jeep будет происходить через онлайновые игры, потому что “Сеть – как раз то место, где находятся наши потребители – как уже купившие эти автомобили, так и потенциальные”. Этот пример приводит в своей книге Антон Попов, включивший труд Траута и Райса во внеклассное чтение для всех маркетологов, и добавляет, что по заказу этой компании уже создана целая серия игр для продвижения автомобилей.

Суть книги Попова понятна тем читателям, кто вместо обычных игр в солдатиков перешел к компьютерным. Автор убежден: “Маркетинг все больше напоминает не пушку и не бомбу, а настраиваемую игру, способную поразить воображение независимо от пола и национальности потребителя”. Кстати, и книга порой напоминает игру, где автор довольно умело расположил коды-подсказки, как читать книгу. “К каждой основной мысли я постарался привести примеры, всего их получилось более 200, – пишет автор и добавляет: – Многие из них иллюстрируют мой личный опыт в создании игровых коммуникаций”.

Вот только один пример с онлайновой игрой “Престижная работа”, с успехом размещенной на сайте E-xecutive. Она проходила под слоганом “Сделайте карьеру за 10 минут!”, где игрок заставлял менеджера искать незанятых служащих и равномерно загружать последних работой. С ростом офиса можно было выйти на третий уровень и “почувствовать себя боссом”, особо не обращая внимания на то, что на игровом поле постоянно присутствовал логотип заказчика.

Но лучше, наверное, стать боссом маркетинга, используя метод 4 сил, предложенный Антоном Поповым. Он создан, по мнению автора, на основе индикаторов психотипов Майерс-Бриггс: “сенсорике на этапе сбора информации (будьте точны и реалистичны, мыслите ясно), интуиции на этапе создания альтернатив (будьте креативны и смотрите на общие перспективы), логике на этапе анализа разных сценариев (не думайте о людях – только бизнес), этике на этапе тестирования на людях (думайте о том, как отреагируют на ваши действия вовлеченные в коммуникацию пользователи)”. “По первым трем буквам этих предпочтений я назвал данный подход “методом 4 сил”, подразумевая, однако, что мы не забываем про четвертый компонент – этику”, – уточняет Попов.

Можно позубоскалить по поводу метода и его автора. Но перед этим полезно заглянуть в приложения, где есть ценные идеи, рекомендуемые книги и ресурсы Сети, а также использованные термины и определения.

Впрочем, в книге немало и просто любопытных историй о превращении заурядных ситуаций в игры. Например, об очередях, стоять в которых никто не любит. Так вот, в одном аэропорту компания по прокату автомобилей повесила песочные часы рядом с кассой и надпись: “Переверните часы. Если мы не обслужим вас, пока сыплется песок, первый день проката получите бесплатно”. Переворачивая страницы книги Попова, стоит делать в них закладки, чтобы найти схожие примеры и идеи – ведь их можно использовать бесплатно.