Жалобы помогут росту


Экономические успехи России впечатляют – в этом году рост составит почти 7%, говорится в ежегодном докладе ОЭСР о России. Но до сих пор рост основывался на благоприятной внешней конъюнктуре, а темпы структурных реформ, обеспечивающие устойчивый рост, недостаточны. “Даже если Россия купается в деньгах, откладывать реформы нельзя”, – уверен руководитель европейского отдела ОЭСР Андреас Ворготтер. Самые трудные преобразования ожидают Россию в госуправлении, считает он. До сих пор у граждан и бизнеса здесь мало возможностей защитить права при конфликтах с чиновниками, добавляет старший экономист ОЭСР Уилльям Томпсон.

Надо создать механизм обжалования действий и бездействия чиновников, полагает Томпсон. “Суд – дорогой и сложный процесс”, – рассуждает он. А гражданин, недовольный скоростью выдачи паспорта или отказом в лицензии, должен иметь возможность быстро и без лишних трат выяснить, прав ли был чиновник.

Российские эксперты и чиновники согласны. В развитых странах разрешение споров между гражданами и государством вошло в обычай, поэтому там специальная процедура не нужна, отмечает руководитель направления Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Южаков: “У нас не так, поэтому приходится определять правила”. Сейчас в большинстве случаев все, что граждане могут сделать в досудебном порядке, – это пожаловаться в орган, которым они недовольны, говорит президент ЦСР Михаил Дмитриев. Но об этом мало кто знает, а санкций для чиновников, не отвечающих на жалобу, нет, добавляет Томпсон.

Нужно создать независимую инстанцию, куда можно пожаловаться на бюрократов и где по упрощенной процедуре получить ответ, прав ли был чиновник, говорит Дмитриев. Это может быть арбитраж при министерстве, курирующем службы и агентства, или межведомственный орган, рассуждает Дмитриев. Или спецкомиссия при госоргане, добавляет Томпсон.

В разрабатываемых сейчас административных регламентах есть и процедуры досудебного обжалования, рассказывает чиновник Минэкономразвития. Так, в регламенте Роспотребнадзора будет сказано, что на инспектора нужно жаловаться в вышестоящую инстанцию службы или в Минздравсоцразвития, говорит он: “В наших условиях это оптимальный путь”. Уже принято семь регламентов, до конца года будет около 30, а в 2007 г. – 186.

А ЦСР готовит законопроект о досудебном обжаловании действий и бездействия чиновников, говорит Дмитриев. Но пока есть только его концепция, а механизм обжалования эксперты выберут в 2007 г., добавляет Южаков.

Один из немногих федеральных органов, который уже внедрил механизм обжалования, – Федеральная налоговая служба, отмечает замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. В ФНС созданы подразделения внутреннего аудита, работающие с жалобами налогоплательщиков. “Но оценить, насколько это эффективно, пока нельзя”, – говорит Беляков.