Напористая “Марта”


О том, что “Марта” в течение декабря завершит приобретение двух небольших сетей в Набережных Челнах, “Ведомостям” рассказал руководитель фирмы, поставляющей продукцию в “Гроссмарты”, продуктовые магазины холдинга. По его словам, к своей сети “Гроссмарт” “Марта” добавит еще три универсама “Стократ” и девять – “Боровецкое”. От официальных комментариев в “Марте” отказались, а с владельцами покупаемых магазинов вчера связаться не удалось. Но Сергей Мухорин, зампредседателя правления Татфондбанка, консультирующего сделку, и другой источник, близкий к холдингу, подтвердили договоренности между ритейлерами.

По словам собеседников “Ведомостей”, приобретенные 12 магазинов занимают примерно 3% рынка продуктовой торговли в Набережных Челнах, который оценивается более чем в $750 млн. При пересчете получается, что совокупный годовой оборот приобретаемых сетей немногим превышает $22 млн. “Марта” получила и недвижимость обеих сетей – примерно 12 000 кв. м. Ранее другой источник, осведомленный о финансовом положении “Марты”, рассказывал, что существующая кредиторская задолженность холдинга не позволит ему потратить на новые покупки более $15 млн.

По количеству сделок по слиянию и поглощению (M&A, mergers & acquisitions) за последние два года “Марта” обошла все прочие сети, хотя ее покупки нельзя считать особенно крупными или именитыми. Так, в июне холдинг закрыл сделку по присоединению торгового бизнеса и недвижимости крупнейшей сети во Владимирской области, состоящей из 69 разноформатных магазинов площадью от 120 кв. м до 1700 кв. м, работающих под брендом “Пи”. Еще раньше выкупил московские магазины “Продмак”, курские “Апельсин”, казанские “Райден”. Нельзя сказать, что такая скорость способствовала гладкому течению сделок. Например, “Марта” до сих пор судится с компаниями, представляющими интересы бывших поставщиков “Продмака”. А некоторые договоренности и вовсе срывались. В октябре прошлого года “Марта” объявила о соглашении с саратовским торговым домом “Лиа-Лев” по поводу совместного управления сетями “Гроссмарт” и “В яблочко” в Саратове (неофициально в “Марте” утверждали, что в будущем присоединят “В яблочко” к своей сети). Но полгода спустя гендиректор “Лиа-Лев” Лев Съемщиков сообщил, что у него больше нет никаких проектов с “Мартой”, зато он готов обсудить сотрудничество с другими сетями.

Найти качественные торговые сети в регионах чрезвычайно сложно, говорит председатель совета директоров сети “Кора” Игорь Иванов. Ему эта проблема известна не понаслышке – кемеровская “Кора” сейчас подыскивает сети для поглощения в Новосибирске, Томске, Барнауле и прочих соседних регионах. Мало того, что торговые компании переоценивают свою стоимость – просят 5–6 EBITDA, поясняет Иванов, так после проверки оказывается, что прибыль они считают некорректно и покупка стоит все 7–10 EBITDA. Именно по причине финансовой непрозрачности торговая группа “Виктория” отказалась от приобретения сети “Экономный” в Омске, рассказывал “Ведомостям” представитель “Виктории”. Тем не менее и на этот актив нашелся покупатель – новосибирская “Холидей Классик” почти договорилась с омичами. Директор по маркетингу сети “Магнит” Хачатур Помбухчан согласен, что ожидания продавцов сетевых магазинов сейчас слишком завышены. Поэтому даже самому “Магниту”, заинтересованному в покупке других ритейлеров, за последнее время удалось лишь арендовать сеть из девяти магазинов в Верхних Луках.