Пора менять бонды


Выпуски ОФЗ и компаний первого эшелона долго считались последним крупным недооцененным сегментом на российском рынке облигаций. В течение полутора лет они обеспечивали более высокий доход по сравнению с облигациями большинства менее известных заемщиков или российских еврооблигаций, констатируют в обзоре аналитики МДМ-банка.

По мнению начальника отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаила Галкина, теперь доходности длинных ОФЗ более полугода будут находиться в коридоре 6,5–7% годовых. Более высокие показатели иллюзорны, поскольку позволят зарабатывать, рефинансируясь в ЦБ в рамках операций репо, ставки по которым сейчас чуть выше 6% годовых. Для снижения до менее чем 6,5% должна опуститься доходность российских еврооблигаций, а также вернуться уверенность инвесторов в дальнейшем укреплении рубля и низкой стоимости рублевой ликвидности. Галкин считает это маловероятным, указывая на замедление инфляции и снижение цен на нефть. Подтверждением служат и котировки валютных форвардов, в то время как ЦБ уже трижды в этом году поднимал ставки по депозитам.

Спекулянтам МДМ-банк предлагает обратить взоры на облигации второго и третьего эшелонов – в частности, банков, в капитале которых участвует IFC и ЕБРР, небольших операторов продуктовой розницы и недооцененных эмитентов с поддержкой крупного собственника. Заработать больше среднего без риска уже трудно, признает Галкин.

Более того, рискованными становятся и вложения в ОФЗ. В периоды ухудшения ликвидности ЦБ может повысить ставку, отмечает начальник отдела анализа долговых рынков Банка Москвы Егор Федоров. “Доходности ОФЗ тогда мгновенно отреагируют, и инвесторы в них потеряют”, – предупреждает он. К убытку держателей ОФЗ может привести и рост ставок по американским казначейским облигациям, вслед за которым ослабнет интерес к инструментам внутреннего рынка, говорит старший аналитик по долговым инструментам “Атона” Алексей Булгаков. Он считает, что инвестировать в длинные бумаги не стоит: “Не ясно, что будет в долгосрочной перспективе, а инструментов для хеджирования нет”.

Аналитик “Уралсиба” Дмитрий Дудкин полагает, что ставки по инструментам рублевого госдолга еще могут снизиться относительно валютного. На укреплении рубля сектор гособлигаций способен обеспечить заработок в 15–20% годовых, надеется Дудкин. Однако то, что раньше приносили эти бумаги, теперь сулят лишь малоизвестные заемщики, соглашается Дудкин.

Но в этом сегменте конкуренция очень высока: в день бывает до пяти размещений и, чтобы изучить все предложения, приходится работать по выходным, говорит Федоров. Причем ликвидности этому рынку не хватает, а в следующем году она может даже ухудшиться, считает он. Сейчас большой спрос со стороны иностранцев: после либерализации валютного рынка они стали активно интересоваться такими выпусками, отмечает Булгаков. “Например, выпуски “Восток-Сервиса” (производитель спецодежды) и “Протека” были почти полностью скуплены нерезидентами”, – говорит Булгаков.