Реприватизация по-украински


На следующей неделе кабинет министров Украины может внести в Верховную раду подготовленный Фондом госимущества (ФГИ) законопроект о приватизации госсобственности. Согласно этому документу могут быть лишены собственности владельцы приватизированных предприятий, не исполняющие взятых на себя инвестиционных обязательств. Реприватизации может быть подвергнута сделка, стороны которой нарушили приватизационное законодательство. При повторной приватизации государством этого актива экс-владелец может не получить всей суммы, которую он в свое время заплатил за предприятие. Если оно будет продано дешевле, то бывший собственник получит лишь вырученные государством деньги. Если дороже – то ему вернут первоначально вложенные средства. По действующему закону экс-собственник при реприватизации в любом случае получает вложенные деньги.

А за невыполнение инвестусловий неудачливому инвестору придется доплатить: вводится пеня в 0,1% от стоимости невыполненных обязательств за каждый день просрочки, а при разрыве договора – 10% от этой суммы. “Принятие закона обеспечит <...> поступление необходимых доходов в бюджет”, – говорит чиновник ФГИ.

Эксперты полагают, что ФГИ метит в “Криворожсталь”. Реприватизировав купленную “Инвестиционно-металлургическим союзом” в 2004 г. за $800 млн “Криворожсталь”, государство в 2005 г. продало ее за $4,8 млрд Mittal Steel. “В третий раз государство не сможет продать “Криворожсталь” дорого, поэтому хочет заранее избавить себя от финансовых обязательств перед нынешним собственником”, – говорит глава совета предпринимателей при кабмине Украины Ксения Ляпина.

Под удар могут попасть и другие участники приватизации. По данным ФГИ, с 1992 по 2004 г. было приватизировано 96 549 объектов. При этом на конкурсах с инвестусловиями с 2000 г. продано 377 объектов, подсчитала Лидия Верховодова, замдиректора Центра экономического развития (ЦЭР). Сколько проданных с инвестусловиями объектов в собственности у российских компаний, неизвестно. Например, нефтяники дали обещания модернизировать НПЗ, не все из которых выполнены, говорит экономист аналитического центра “Бэст” Иван Полтавец.

Владеющий Одесским НПЗ “Лукойл” не боится. “Все обязательства мы выполняем в срок”, – утверждает начальник отдела по работе с инвесторами Геннадий Красовский. В 2004 г. мощности Николаевского глиноземного завода, которым владеет “Русский алюминий”, были расширены с 1 млн т до 1,3 млн т и по договоренностям к 2010 г. должны увеличиться еще на 0,3 млн т, говорит представитель компании Ольга Санарова. А вот депутат Госдумы Александр Лебедев думает, что повод для реприватизации может быть формальным: “Сейчас у меня необоснованно забирают гостиницу “Украина”. Так, чиновникам может не понравиться, если численность работников на предприятии сокращена, говорит директор ЦЭР Александр Пасхавер.

Верховная рада может принять законопроект, но на такой текст президент наложит вето, уверены Ляпина и Пасхавер.