Старый враг лучше друга


Списки российских журналистов, пожелавших аккредитоваться на саммите СНГ в Минске, пресс-служба российского президента направила в МИД Белоруссии две недели назад. Через два дня белорусская сторона заявила, что не готова аккредитовать на саммите трех человек: журналиста и фотокорреспондента газеты “Московский комсомолец”, а также фотографа газеты “Коммерсантъ”. Российские чиновники выступили против исключения из списка этих журналистов, объяснив свою позицию тем, что саммит СНГ – международное мероприятие и обиды принимающей стороны на отдельных журналистов тут ни при чем. В Минске обещали подумать, но вчера выяснилось, что белорусские власти все-таки не аккредитовали россиян.

По словам российского чиновника, к переговорам подключились даже министр иностранных дел Сергей Лавров и руководитель администрации президента Сергей Собянин, но белорусы не уступили. “Дело в том, что решение принимал лично президент Белоруссии”, – полагает чиновник. Руководитель пресс-службы Лукашенко Павел Легкий объяснил действия Минска “систематическими оскорблениями в адрес президента Белоруссии”.

В знак протеста российские журналисты покинули саммит, проигнорировав итоговую пресс-конференцию. У “Московского комсомольца” и белорусских властей давний конфликт, “связанный с критическими публикациями “МК” в адрес режима Лукашенко”, сообщил “Ведомостям” главный редактор газеты Павел Гусев. “МК” в начале ноября опубликовал статью “У Лукоморья змий зеленый. В сказочной деревне президента Белоруссии спивается его родня”. Главный редактор “Коммерсанта” Андрей Васильев предположил, что фотокорреспондента наказали за то, что “до этого он недостаточно выпукло изображал всю мужскую красоту” президента Белоруссии.

После саммита Путин сказал журналистам, что не обсуждал с Лукашенко подробно эту ситуацию, но получил заверения, что это техническое недоразумение. Официальный представитель МИД Михаил Камынин выразил “удивление” ситуацией с журналистами и пообещал определиться с дальнейшими шагами. Скандал косвенно подтвердил, что в Кремле раздражены Лукашенко, считает директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Главной темой саммита должна была стать реформа СНГ, но единственным решением оказалось поручение Совету министров иностранных дел СНГ подготовить концепцию его реформирования к 1 июля 2007 г. Более результативной стала встреча Путина и президента Молдавии Владимира Воронина, по итогам которой было объявлено о возобновлении поставок молдавского мяса и вина в Россию. “Специалисты двух стран провели очень большую работу и в Молдавии, и в России по проверке качества сельскохозяйственных товаров”, – объяснил Путин.

По мнению руководителя молдавского аналитического центра Adept Игоря Боцана, подобное смягчение российской позиции могло иметь место лишь при ответных уступках Молдавии. “Скорее всего, Воронин согласился дать Приднестровью право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность”, – предполагает Боцан. Несогласие Кишинева с экономической самостоятельностью Приднестровья привело к его блокаде в марте 2006 г. после изменения Украиной правил таможенного оформления грузов на границе с Молдавией.

Другой неожиданностью стала все-таки состоявшаяся короткая беседа Владимира Путина и его грузинского коллеги Михаила Саакашвили. Накануне саммита российские представители заявляли, что такая встреча не планируется. Источник в Кремле говорит, что имела место “короткая встреча в кулуарах”. Отвечая на вопрос “Ведомостей”, Путин подтвердил, что разговаривал с Саакашвили, но подробности сообщать не стал. Беседа двух президентов не означает перелома в российско-грузинских отношениях, считает Затулин. Но после последнего кризиса в отношениях, вызванного арестом российских офицеров, даже короткая встреча может восприниматься как потепление, считает он.