КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Ford играет по-крупному


Новый гендиректор Ford Алан Малалли решился на смелый шаг. Компания заявила, что готова заложить самое ценное, что у нее есть: интеллектуальную собственность, заводы, акции своих прибыльных “дочек”, чтобы получить кредит в $18 млрд. Часть этих денег пойдет на замещение старой кредитной линии в $6,3 млрд, остальные – на финансирование реструктуризации: выплаты увольняемым рабочим и запуск новых моделей.

Проблема Ford, который за девять месяцев этого года зафиксировал убытки в $7,2 млрд, не столько в автомобилях, которые выпускает компания, сколько в непомерной социальной ноше, которую вынуждены нести американские промышленные компании. Они, а не государство оплачивают медстраховку и пенсионное обеспечение своих сотрудников. Когда иностранные конкуренты работают лучше вас и продажи падают, рабочих становится слишком много – и платить за них слишком дорого. Ситуация зашла так далеко, что в ноябре директора GM, Ford и Chrysler отправились к президенту США – объяснять, что, если правительство не возьмет часть социальных расходов на себя, американский автопром просто не выживет.

Одновременно автопроизводители активно сокращают персонал. Вчера Ford объявил, что 38 000 рабочих – членов профсоюза UAW согласились с планом по досрочному прекращению трудовых соглашений. Ford также предложил уволиться с получением выходного пособия 75 000 рабочих, не входящих в UAW.

Идя ва-банк, Ford имеет довольно сильные карты, чтобы выиграть в этой игре. Он сокращает расходы на персонал, получает деньги на реструктуризацию, а хорошие автомобили у него есть. Например, в Европе (европейское подразделение Ford в этом году должно показать прибыль).

Многие годы вкусы автомобилистов Старого и Нового Света разделяла пропасть: европейцы любили экономичные машины – американцы были уверены, что настоящий автомобиль должен быть большим и восьмицилиндровым. Но удорожание топлива позволяет предположить, что американцы уже готовы смотреть на мир глазами европейских водителей. Вопрос: успеет ли Ford убедить своих американских покупателей, что его европейские модели подходят и им, до того момента, как придется платить по новым долгам и отдавать заложенное.