Бравая “четверка”


В 2001 г. умами экономистов и политологов разных стран мира завладела “концепция BRIC”. В последние годы четыре крупнейшие по населению развивающиеся экономики мира относительно быстро растут. Экономисты GS, пять лет назад объединившие четыре страны в акроним BRIC, утверждали, что к 2050 г. эти страны войдут в шестерку самых крупных по размеру ВВП: например, в 2032 г. по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 г. Китай обойдет США.

На первых порах идею BRIC критиковали экономисты. Модель GS не учитывает степени адекватности экономической политики, которую проводят страны, и не принимает во внимание, что они столкнутся с укреплением национальных валют, говорили критики. С того времени GS усовершенствовал методологию, а страны BRIC росли еще быстрее, чем ожидали экономисты. Доля “четверки” в мировом ВВП выросла с 7,8% до 11% (две трети роста приходится на Китай), а в долларовом выражении – более чем вдвое, с $2484 трлн до $5256 трлн.

Обрадовавшись, экономисты GS изменили прогноз на еще более оптимистичный: до сих пор они считали, что “четверка” обгонит шестерку самых развитых стран мира (США, Германия, Япония, Франция, Британия, Италия) только к 2042 г., а теперь уверены, что это произойдет уже в 2035 г. А вклад стран BRIC в мировой ВВП уже в 2007–2008 гг. превзойдет вклад США.

Быстрым успехом BRIC обязаны в первую очередь Китаю. За пять лет его ВВП более чем удвоился – он вырос на сумму, равную ВВП Франции. Китай стал четвертой по величине экономикой мира и обгонит Германию еще до 2010 г., прогнозирует GS. Но вклад России (ее доля в мировом ВВП выросла с 0,8% до 2%) и Индии тоже велик. А российские золотовалютные резервы меньше чем за 10 лет после кризиса достигли $280 млрд – это больше, чем у всех стран еврозоны, радуется GS. По его прогнозам, к 2050 г. Россия войдет в число богатейших стран мира с точки зрения подушевого дохода, потеснив Италию и Германию. А по размеру экономики Россия к этому времени будет седьмой после Китая, США, Индии, Японии, Бразилии и Мексики.

Оптимизм GS не удивляет Юлию Цепляеву, начальника исследовательского отдела банка ING: “Очевидно, что если темпы роста российской экономики выше, чем у европейских стран, то рано или поздно она их обгонит”. Вопрос только, когда это произойдет, говорит она. Блестящее будущее стран “четверки” ни у кого не вызывает сомнений, добавляет главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Благоприятные прогнозы GS сослужили хорошую службу российскому фондовому рынку – на него пришли институциональные инвесторы, отмечает Лисоволик.

Придумка GS оказалась горячей инвестиционной идеей. В последние пару лет известные управляющие компании, включая DWS Investment, Franklin Templeton Investments, HSBC Asset Management, создали фонды BRIC. В конце 2005 г. MSCI Barra, ведущий провайдер фондовых индексов, ввел отдельный индекс для стран BRIC, а Emerging Portfolio Fund Research, собирающая данные об инвестициях 15 000 фондов с совокупными активами $7 трлн, стала отслеживать приток средств в фонды BRIC. По ее данным, с начала 2006 г. инвесторы вложили в фонды BRIC $4,1 млрд; это более 20% от совокупного нетто-притока средств во все фонды акций развивающихся рынков ($19 млрд). При этом активы фондов BRIC ($10,9 млрд) пока составляют лишь 3,5% от совокупных активов фондов акций развивающихся рынков. Инвесторы верят в “четверку”: с начала года индекс MSCI BRIC вырос на 37%.