Дело “Транснефти” закрыто


На момент ареста акция “Транснефти” в РТС стоила $2020, а за неделю после возобновления торгов подешевела на 18% ($1665). Потом котировки пошли вверх, и вчера акции стоили $2410. Закрытие дела, из-за которого дважды останавливались операции с акциями, может вызвать только локальный рост котировок “Транснефти”, считает начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. У инвесторов осталось опасение, что аресты могут повториться, не обязательно в рамках этого дела, продолжает он. Акции “Транснефти” воспринимаются теперь как рискованная бумага, согласен начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин, ведь во время остановки торгов некоторые инвесторы опасались, что акции могут и вовсе погасить, признав незаконной приватизацию компании.

В мае Басманный суд по ходатайству Генпрокуратуры наложил арест на все привилегированные акции “Транснефти” – операции с ними стали невозможны, биржевые торги прекратились. Как оказалось, прокуроры возобновили уголовное дело, которое было возбуждено еще летом 1998 г. в отношении прежнего руководства “Транснефти” – президента Валерия Черняева и вице-президента Сергея Землянского – “по поводу операций с ценными бумагами компании” (см. врезку). Торги акциями возобновились только 15 сентября после судебных разбирательств, инициированных частными акционерами “Транснефти”. В 1999 г. торги акциями “Транснефти” приостанавливались на полтора года.

Как стало известно “Ведомостям”, теперь и само уголовное дело, послужившее поводом для ареста бумаг, прекращено. Дело о хищении акций “Транснефти” закрыто 13 ноября в связи с истечением срока давности, рассказала “Ведомостям” представитель Генпрокуратуры Вера Захарчук. Других объяснений она не дала.

Если истекли сроки давности, значит, возобновить это дело будет невозможно, говорит адвокат по уголовным делам Андрей Князев. Правда, срок давности по ст. 201 УК “Злоупотребление полномочиями” (дело было возбуждено по части 1 этой статьи) составляет шесть лет, что не помешало прокуратуре летом возобновить дело “Транснефти”, начатое восемь лет назад. Для продления сроков могут найтись формальные основания, например, если следователь приостанавливал расследование на какое-то время, разъяснил Князев. В прокуратуре не уточнили, приостанавливалось ли дело по акциям “Транснефти”. Вице-президент монополии Сергей Григорьев сказал, что компания не имела к этому делу никакого отношения, и отказался комментировать работу правоохранительных органов. Отыскать Черняева и Землянского “Ведомостям” не удалось.