Фарфоровый спор


В начале ноября ИФЗ обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском против объединения художников “Этюд” с требованием выплатить 5 млн руб. за использование товарного знака завода. Иск принят к рассмотрению арбитражем 15 ноября 2006 г., а дата первого слушания назначена на 11 декабря 2006 г., указывается на официальном сайте суда.

Как говорится в иске завода (копия документа есть в распоряжении “Ведомостей”), ИФЗ не нравится, что на посуде, расписываемой “Этюдом”, стоит зарегистрированный в Роспатенте товарный знак ЛФЗ, принадлежащий заводу. В иске отмечается, что ИФЗ вводит в оборот недекорированную посуду, что нельзя рассматривать как согласие на ее роспись и последующую продажу. Выпуск продукции “Этюда” может нанести ущерб репутации предприятия, так как рисунки объединения наносятся с технологическими нарушениями, говорится в иске.

В объединении этого и не отрицают. Предправления “Этюда” Владимир Волошин говорит, что его компания закупает нерасписанную (“белую”) посуду в магазине ИФЗ. На ней стоит штамп ЛФЗ. “Силами своих художников мы расписываем эту посуду и потом продаем. На ней кроме знака ЛФЗ стоит название нашего объединения”, – рассказывает он. Волошин заявляет, что не нарушал закон. Он говорит, что продуктом “Этюда” является не посуда, а живопись на фарфоре. Продукцию ИФЗ объединение использует как материал, с момента покупки фарфорового изделия в магазине права на него у завода заканчиваются, уверяет Волошин.

Впрочем, руководитель пресс-службы ИФЗ Олег Кривохижин заявляет, что “белая” посуда не продается в магазине завода. Как минимум на края нанесена золотая окантовка, рассказывает он. “Мы не хотим, чтобы наши изделия, декорированные кустарным способом, красками, не соответствующими санитарно-гигиеническим нормам, и обожженные без соблюдения технологических норм, попадали в продажу”, – говорит Кривохижин.

Эксперты считают, что позиция “Этюда” выигрышная. По словам патентного поверенного юридической фирмы “Городисский и партнеры” Елены Чугориной, скорее всего, в момент продажи продукции завода в магазине происходит исчерпание права ИФЗ на товарный знак. Но представитель юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков полагает, что на роспись посуды требуется согласие ее производителя. Он отмечает, что при наличии на посуде товарного знака ЛФЗ потребитель может воспринимать спорные чашки и блюдца как очередную линию завода.