Облигации оптом


J.P. Morgan вместе с банком “Зенит” выпускают ноты на портфель рублевых облигаций 40 российских компаний, в основном второго и третьего эшелонов, рассказал начальник отдела структурных продуктов “Зенита” Константин Павлов. Ноты выпускаются тремя траншами. Первый, самый рискованный, будет аккумулировать первые 10% дефолтов портфеля. Если их будет более 10%, но менее 20%, то пострадают держатели второго транша, и только затем – третьего. Таким образом, у инвестора появляется возможность диверсифицировать риск, говорит вице-президент по продажам J.P. Morgan Умида Умарбекова.

Объем сделки составляет $250 млн. Программа будет действовать два года, в течение которых “Зенит” станет управлять портфелем. Но в год возможно не более 20 замен, а доходность по облигациям из портфеля не должна на 9% превышать ОФЗ, уточняет Павлов.

Средняя доходность базового портфеля, по словам Павлова, составит около 9%.

Предложить новый продукт банки собираются как международным, так и российским инвесторам. По словам Умарбековой, аудитория нот самая широкая: от хедж-фондов до центробанков. Большинство эмитентов в этом портфеле не рейтингуются, отмечает Павлов. Но отсутствие рейтинга не отпугнет инвесторов от инструмента, ведь инвестор разделит риск с управляющим, считает Умарбекова. Если два старших транша J.P. Morgan предлагает западным инвесторам, то половину младшего транша “Зенит” собирается предложить российским клиентам, говорит Павлов.

Подобных сделок на российском рынке действительно не было, хотя некоторые инвестбанки делали более простые продукты: например, инвесторам предлагалось купить дефолтные ноты на корзину из облигаций пяти эмитентов. Директор “Ренессанс Капитала” Олег Железко называет идею J.P. Morgan и “Зенита” “хорошим и интересным” продуктом, который будет пользоваться спросом. Вице-президент группы структурных продуктов ING Bank Степан Амосов тоже называет сделку интересной. Впрочем, спрос он затрудняется предсказать, считая, что это “будет хороший тест для рынка”. Серьезных дефолтов давно не было, однако если они начнутся, то невыплативших долги может стать за короткий период очень много, как было в 1998 г., говорит он. А гендиректор Русского арбитражного фонда Станислав Машагин удивлен, что организаторы сделки предложили младший транш российскому рынку, считая, что его легко можно было бы реализовать на Западе. “В России 90% инвесторов в облигации – банки, которые могут и сами выбрать интересные им бонды. Разве что “Зенит” считает возможным заинтересовать нотами крупных частных инвесторов”, – предполагает он. Железко считает, что подобных сделок будет все больше и что-то подобное собирается предложить клиентам и “Ренессанс Капитал”.