По газпромовскому счету


По межправительственному соглашению 2002 г. совместное предприятие “Газпрома” и “Белтрансгаза” (БТГ) должно было появиться к 1 июля 2003 г. Это было условием поставок в Белоруссию газа по внутрироссийским ценам.

СП нет до сих пор. В 2003 г. “Газпром” хотел, чтобы его доля была не меньше половины, а БТГ был оценен по балансовой стоимости – в $580 млн. По дешевке мы имущество жуликам не продадим, заявил тогда Лукашенко и назвал свою цену – $5 млрд.

Лишь в этом году стороны наняли независимого оценщика – ABN Amro. Еще до обнародования официальных результатов Лукашенко сказал, что оценка банка – лишь отправная точка для переговоров о реальной стоимости БТГ. Его рыночная цена, по мнению президента Белоруссии, – $10 млрд с лишним, $12 млрд, а то и $17 млрд.

Вчера замминистра экономики Белоруссии Олег Мельников заявил, что оценка ABN Amro близка к $3,5 млрд, но точные цифры назвать отказался. Топ-менеджер ABN Amro воздержался от комментариев, но источник, знакомый с содержанием оценки, сказал, что диапазон между верхней и нижней границами – менее $500 млн, а средняя оценка БТГ – около $4 млрд.

После того как “Газпром” уступил украинский рынок Rosukrenergo, крупнейшим покупателем российского газа в СНГ стала Белоруссия. В 2006 г. она должна получить 21 млрд куб. м газа из 42,5 млрд куб. м, предназначенных к экспорту в СНГ. А в 2007 г. Белоруссия планирует закупить у “Газпрома” около 20 млрд куб. м газа из 30,5 млрд куб. м, запланированных для СНГ. Монополия уже заложила в проект бюджета на 2007 г. цену газа для Белоруссии $200 за 1000 куб. м и планирует выручить от поставок в эту страну $40,07 млрд из $62,8 млрд от всех поставок в СНГ. В этом году концерн получит от продажи газа на белорусском рынке $9,8 млрд, так что повышение цен на газ для Белоруссии позволит “Газпрому” заработать дополнительно свыше $30 млрд.

Но Минск жестко увязывает создание СП и стоимость в нем доли “Газпрома” с ценой поставляемого газа. “Будет несколько взаимоувязанных документов – о продаже БТГ и об условиях, обеспечивающих поставку газа в Белоруссию по приемлемой цене”, – сказал Мельников. Только в этом случае, по его словам, СП будет учреждено до конца года.

$3,5 млрд – стартовая позиция, от которой мы хотим двигаться вниз, обсуждая стоимость нашего пакета, замечает источник в “Газпроме”, но контрактная цена поставок в Белоруссию – $200 за 1000 куб. м – снижению не подлежит.

В этом случае, по оценке МВФ, белорусский ВВП упадет на 0,7%, вырастет инфляция, появится дефицит бюджета.

Скачок цен в четыре раза против нынешних кажется чрезмерным руководителю объединения “Белорусский союз предпринимателей и нанимателей” Георгию Бадею. Не стоит, по его мнению, смешивать вопрос стоимости БТГ и контрактную цену. Лучший способ продажи акций стороннему инвестору – это международный тендер, замечает Бадей.

Есть риск, что до конца года стороны не найдут баланс интересов, считает Ярослав Романчук, президент белорусского Фонда Людвига фон Мизеса: “Лукашенко постарается найти любые зацепки, чтобы затянуть создание СП и сохранить внутрироссийские цены на газ”.

За последние три года “Газпром” на поставках в Белоруссию потерял свыше $4 млрд, подсчитал чиновник правительства. По его мнению, председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер теперь имеет карт-бланш от президента и пойдет до конца: “Если контракта [на 2007 г.] не будет – вплоть до прекращения поставок”.

В феврале 2004 г. “Газпром” на сутки перекрывал подачу газа по трубопроводам “Белтрансгаза” и Ямал – Европа, что вызвало крайнее недовольство ряда европейских стран. Учитывая реакцию европейцев на прошлогодний конфликт “Газпрома” с Украиной, повторение белорусского сценария кажется совершенно невозможным аналитику “Атона” Стивену Дашевскому. Оптимальным, по его мнению, была бы покупка “Газпромом” половины доли в БТГ за $2 млрд и поставка газа Минску по украинской цене $130 за 1000 куб. м.

Белоруссия – стратегический партнер России, поэтому повышение цены для нее скорее всего будет плавным, уверен аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров.