Путь через развязки


На Пушкинской площади возле галереи «Актер» есть маленькая железная дверь. Пропустив посетителя с шумной улицы, она резко захлопывается за его спиной. В тишине и чистоте, над двумя настольными макетами Ленинградского проспекта, висит изображение другой Пушкинской. На ней нет светофоров и мало машин: одни едут в тоннеле, другие стоят на подземной парковке. Люди тоже под землей – в четырехэтажном комплексе. «Такой площадь будет в 2009 году», – говорит Надежда Сергеева, сотрудница информационного центра «Большая Ленинградка», который открылся на прошлой неделе.

Главная задача центра – информировать всех желающих о строительных работах на трассе от Кремля до аэропорта «Шереметьево». Сейчас сказать что-то определенное сотрудники центра могут лишь про будущее Пушкинской площади (строительные работы начнутся не раньше следующего года), а также про настоящее тоннеля на Ленинградском проспекте в районе Ходынского поля (достроить его должны уже в марте 2007-го).

«Большая Ленинградка» – это несколько проектов, которые выполняют разные застройщики для того, чтобы организовать на трассе движение без светофоров и пробок. Про подземный город-рай для пешеходов под Тверской сотрудникам «Большой Ленинградки» пока можно сказать только то, что он раскинется от мэрии до Охотного Ряда. Про Триумфальную площадь – что под ней вырастет торговый центр, а про развязку возле Белорусского вокзала до сих пор не принято определенного решения: «Проектная стадия», говорит координатор центра Игорь Кураев.

Зато про тоннель в районе Ходынки (вдоль Петровского дворца и дальше из центра), который должен быть готов весной, известно, что под землей в обе стороны будет по четыре полосы движения. А сверху газоны «даже больше, чем раньше», убеждает Сергеева. «То есть мамам с колясками и велосипедистам будет счастье?» – спрашиваю. «Смотрите внимательно, – стучит указкой по макету Сергеева. – Как сюда люди попадут?» А никак: от стадиона «Динамо» до района «Сокол» будут только существующие подземные и четыре новых застекленных перехода высоко над землей. Новый подземный переход должен появиться в районе улицы Серегина, только мы c Надеждой Эмильевной так и не смогли понять, где именно. Зато над тоннелем хорошо просматривается выезд со светофором с улицы Серегина на Ленинградку в сторону центра (сейчас выезд только по направлению из центра). «А проблему с пробками из-за строительства как предполагаете решать?» – спрашиваю. «До конца строительства сохранится существующая организация движения», – как по писаному отвечает Кураев. То есть не предполагают.

Следующая развязка – в районе станции метро «Сокол». Это длиннющая эстакада из центра буквой У – с Ленинградского проспекта одним концом на Волоколамское шоссе, другим – на Ленинградское. «А правда, что в этом году свая в метро ушла и машина под землю провалилась примерно в районе будущей эстакады?» – вглядываюсь я в макет. После минутного замешательства Надежда Сергеева находится: «Вообще-то геологическая экспертиза проведена, и строительство разрешено». На макете движение в три этажа. Наземное – со светофорами. Если сейчас тоннель с Ленинградского шоссе ведет на основную дорогу, то после реконструкции свернет на боковую, в сторону Щукина.

Про новые развязки на Ленинградском шоссе – на пересечении с четвертым транспортным кольцом, с Головинским шоссе и с улицей Фестивальная – сведений пока нет. Зато точно известно, как будет расширена дорога над Химкинским водохранилищем: просто рядом с существующим мостом будет построен еще один.

Больше всего знаний про Пушкинскую площадь в информационном центре. Входов под землю будет 15 штук, вместо нынешних подземных ларьков появятся круглосуточные и при этом недорогие продуктовые магазины. Под фонтаном за памятником Пушкина построят многоярусную автостоянку на 700–1000 машин, а под малым фонтаном напротив магазина «Армения» – 4-этажный торгово-досуговый центр. Въехав в тоннель под Тверской по Страстному бульвару, выезжать по раздвоенному под землей тоннелю машины будут в районе Литинститута. «Во время строительства движение по Тверской не будет прерываться», – гордо заявляет Игорь Кураев. «А по Бульварному кольцу?» – интересуюсь. «С таким вопросом жители не обращались, поэтому ответа еще нет», – отвечает он и просит записать все вопросы для формирования базы: любому жителю, обратившемуся в центр, ответственные органы по закону должны дать ответ.

Зато Надежда Эмильевна знает, как будет организовано движение в районе «Пушки» после реконструкции. Если я захочу сначала остановиться возле магазина «Армения», а потом через дорогу возле галереи «Актер», мне придется сделать два круга: выехать на Тверскую в сторону центра, потом свернуть направо в переулок, чтобы снова добраться до Тверского бульвара. Там я въеду в тоннель, выехав из которого тут же снова сверну на Большую Дмитровку (видимо, там движение станет двусторонним). С нее через Козицкий переулок вырулю на Тверскую и тогда победно остановлюсь у галереи. «Да я тут час буду крутиться по узким переулкам», – ужасаюсь я. «В Козицком переулке по проекту не предусмотрена парковка, так что, может, и пробок не будет», – успокаивает Сергеева.

Примерно так же кружиться придется с Большой Бронной (от «Макдоналдса») до той же галереи «Актер»: въехать в тоннель на Тверском бульваре можно будет, лишь развернувшись у Никитских ворот (если там появится разворот).

После недельной работы вопросов к «Большой Ленинградке» пока больше, чем ответов, но координатор центра видит в этом плюс: «Поскольку большинство развязок в стадии разработки, у жителей есть шанс вклиниться в план со своими рациональными предложениями». Изредка эти предложения принимаются. Так было на памяти Сергеевой в Резервном проезде, когда по просьбе жителей был перенесен тротуар. Тогда Сергеева работала в вагончике, к которому был проведен телефон. Теперь она сидит в двухэтажном офисе и готова принять предложения по «Большой Ленинградке» у любого, кто придет на Пушкинскую площадь с 12.00 до 20.00, кроме понедельника.

Тверская ул., 16/2, влад. 2, тел. 650 58 71, 650 78 61