Торф вместо газа


В России не хватает газа. Яркий пример – отсутствие газа для только что построенной второй очереди Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге. Предстоящей зимой расходы РАО “ЕЭС России” на приобретение сверхплановых 2,5 млн т мазута и 9 млн т угля достигнут 23 млрд руб. Минпромэнерго не исключает, что в 2007 г. в энергетическом балансе страны дефицит газа может составить 4,2 млрд куб. м. Проблема может быть решена, если строить больше угольных, атомных блоков и гидроэлектростанций, а также переводить действующие станции на другие виды топлива.

В ТГК-1 и ТГК-5 обсуждают вопрос о замене газа на торф, рассказали “Ведомостям” сотрудники этих компаний. ТГК-1 не исключает, что на торф можно перевести Кировскую ГРЭС и, возможно, Мурманскую ТЭЦ, а в ТГК-5 хотят увеличить долю торфа в производстве электроэнергии на Кировской ТЭЦ-4 и Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3. В советские времена Кировская ТЭЦ и Кирово-Чепецкая ТЭЦ работали в основном на торфе, сжигая до 2 млн т этого топлива в год, вспоминает гендиректор ТГК-5 Владимир Лебедев. Впоследствии они были переведены на газ, и сейчас торф занимает лишь 7% в топливном балансе двух станций. Суммарная доля торфа и угля в производстве электроэнергии всех станций ТГК-5 сейчас всего 8%, но в ближайшие годы ее планируется увеличить до 40%, а на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 – до 63%. К 2011 г. ТГК-5 будет сжигать в пять раз больше торфа и угля, что позволит отказаться от 1 млрд куб. м газа, рассказывает Лебедев. На выполнение этих планов ТГК-5 потратит 2,9 млрд руб.

Торф активно используется на подмосковной Шатурской ГРЭС (ОГК-4), его доля в топливном балансе станции в первом полугодии составила около 10%. Для станции, находящейся в зоне промышленной добычи торфа, этот вид топлива дешевле, чем мазут, объясняет руководитель топливно-транспортной службы ОГК-4 Павел Котов. К тому же в прошлогодние январские морозы подача газа на станции ТГК-5 была ограничена до 35–40%, вспоминает Лебедев.

Некоторым электростанциям, расположенным в зоне торфяных месторождений, дешевле сжигать торф, чем газ или уголь, соглашается эксперт Института естественных монополий Илья Соловьев.