Заработали на бесплатных звонках


Третий крупнейший мобильный оператор страны – “Мегафон”, по словам его пресс-секретаря Марины Белашевой, еще не подвел итоги III квартала.

Вчера, вслед за МТС, квартальный отчет выпустил и его основной конкурент – “Вымпелком”. Его выручка в III квартале превысила консенсус-прогноз аналитиков семи инвестбанков на 5,8%, OIBDA – на 9%, чистая прибыль – на 7,4%. А рентабельность OIBDA составила рекордные 52,8% вместо ожидаемых 51,4%. К концу сентября “Вымпелком” впервые достиг положительного потока наличности в размере около $150 млн (выручка примерно на 9% превысила капзатраты). Если компания останется в плюсе к концу года, то предложит совету директоров рассмотреть вопрос о первой в своей истории выплате дивидендов по обыкновенным акциям, заявил гендиректор “Вымпелкома” Александр Изосимов. Вчера к 20.00 МСК бумаги “Вымпелкома” на Нью-Йоркской фондовой бирже, еще накануне подорожавшие на 6,8%, прибавили в цене еще 5%, а МТС – на 0,4%.

Котировки МТС скакнули днем раньше, также после оглашения квартальных результатов. Все основные показатели заметно превысили консенсус-прогноз аналитиков, при этом OIBDA и чистая прибыль достигли рекордных для МТС величин, а рентабельность OIBDA достигла 53,6%. За один день капитализация МТС взмыла вверх – компания подорожала на 8% до $18,8 млрд.

Перечисляя причины улучшения финансовых показателей, президент МТС Леонид Меламед и Александр Изосимов упоминают сезонный фактор (в сезон отпусков операторы много зарабатывают на роуминге), сокращение затрат, рост трафика. Но оба признают, что компаниям сильно помог переход с 1 июля на принцип “платит звонящий” (calling party pays, CPP). Накануне отмены платы за входящие звонки сотовые операторы жаловались на слишком низкий, по их мнению, размер компенсации выпадающих доходов, установленный Россвязьнадзором, – 0,95 руб. за минуту входящего звонка. “Вымпелком” и МТС объясняли, что зарабатывают на входящих звонках 10–12% всех доходов, и настаивали на более высокой цифре – 1,35 руб. за минуту. Не добившись этого повышения, операторы нашли другие способы с лихвой возместить возможные потери, отмечает аналитик МДМ-банка Елена Баженова.

С начала августа все три участника сотовой “большой тройки” – МТС, “Вымпелком” и “Мегафон” – повысили стоимость первой минуты исходящего звонка на 0,3–0,5 руб. Одно это помогло им преодолеть возможный негативный эффект от CPP, считает аналитик “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова. Но сотовые компании пошли дальше и стали взимать плату за “приземление” входящих вызовов с более мелких операторов, многие из которых прежде не платили вовсе. В результате доходы “Вымпелкома” на российском межоператорском рынке выросли в III квартале по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 1003,3% (до $133,5 млн). Старший эксперт MForum Analytics Алексей Бойко напоминает также об увеличении “Вымпелкомом” с сентября абонплаты для владельцев прямых московских номеров на $5 в месяц. А по тарифным планам, номинированным в валюте, “Вымпелком” и МТС еще во II квартале ввели внутренний обменный курс 28,7 руб. за доллар, который выше рыночного, напоминает Бойко.

В результате средний месячный счет на абонента (ARPU) в России у МТС вырос в III квартале на 14,7%, а у “Вымпелкома” – на 16,2% и составил у обоих операторов $8,6. В последнее время операторы стимулируют абонентов говорить больше, запуская новые тарифные планы, ориентированные на потребности конкретных групп абонентов, отмечает Баженова. У российских абонентов “Вымпелкома” средняя продолжительность разговора по мобильнику увеличилась за квартал на 6,3% до 123,2 минуты в месяц, а у клиентов МТС – на 5,5% до 135 минут в месяц.