НА КОНТИНЕНТАХ: Ливан наводит мосты


По оценке ливанских властей, материальный ущерб, нанесенный стране в результате военной операции Израиля против “Хезболлы”, составляет около $3,6 млрд. “Полностью уничтожены результаты восстановления страны, которое велось в предыдущие 15 лет, после гражданской войны 1975–1990 гг.”, – говорит официальный представитель ПРООН Жан Фабр.

За время израильской военной операции, с 12 июля по 4 августа, экономика Ливана была отброшена на несколько лет назад. По мнению Марвана Бараката, руководителя исследовательского отдела в бейрутском Bank Audi, с учетом потерь в туристической отрасли, розничной торговле и экспорте общий ущерб составляет от $9 млрд до $16 млрд (ВВП Ливана – примерно $22 млрд). По прогнозам экономистов, в 2006 г. ливанская экономика должна была вырасти на 6%. Это был бы лучший показатель за последние 10 лет. Теперь же, рассказывает Моника Малик, экономист Standard Chartered Bank в Дубае, ВВП Ливана, наоборот, сократится в 2006 г. на 6,2%.

Непосредственный ущерб, нанесенный инфраструктуре Ливана, ливанское правительство оценивает в $3,6 млрд. Территория этой страны составляет всего 10 542 кв. км (для сравнения: территория Московской области – 46 000 кв. км). Половина ее представляет собой гористую местность, и поэтому в транспортной инфраструктуре большая роль отводится мостам. До последней войны там было около 120 крупных мостов. По оценке правительственного Совета по строительству и восстановлению, во время израильских обстрелов полностью или частично было разрушено 77 мостов, 630 дорог, 900 промышленных предприятий и более 15 000 жилых домов.

Кроме того, когда израильская ракета попала в теплоэлектростанцию в прибрежном городе Джие, из поврежденного хранилища в Средиземное море вылилось по меньшей мере 15 000 т мазута, растянувшегося 150-километровой полосой вдоль пляжей Ливана и Сирии. Мероприятия по спасению портов и знаменитых пляжей могут обойтись в $5 млрд.

Координирует действия по восстановлению разрушенного правительственный Совет по строительству и восстановлению во главе с его президентом Набилем Джизром. “Мы пережили несколько войн, – говорит он. – Сейчас наша задача – восстановить разрушенное и сделать нашу страну еще лучше, чем раньше”.

Мосты к мирной жизни

Для возрождения нормальной жизни в Ливане первостепенное значение имеет восстановление мостов. Через два дня после того, как 14 августа было объявлено о прекращении огня, Наджиб Микати, бывший премьер-министр страны и основатель телекоммуникационной империи Mikati Group, объявил, что намерен своими силами восстановить мост Мадфун. Мадфун – один из четырех мостов, полностью разрушенных израильской авиацией 4 августа. В тот день израильские ВВС совершили серию вылетов с целью нарушить сообщение между Бейрутом и вторым по величине городом Ливана – Триполи.

Примеру Микати поспешили последовать другие частные предприниматели. Такие компании и предприниматели, как частная коммунальная компания Sukleen, владеющая активами в строительных корпорациях семья убитого в 2005 г. бывшего премьер-министра Рафика Харири, легендарное Casino du Liban, группа Byblos Bank и др., взяли на себя восстановление одного или двух пострадавших мостов. Со временем к ливанским предпринимателям присоединились и иностранцы. В результате, по информации ливанской газеты The Daily Star, к середине октября из 60 полностью разрушенных мостов восстановлением 40 занялись частные инвесторы.

Восемь мостов восстанавливаются российскими военными. 27 октября торжественно открыли движение по мосту Дамур, расположенному в 20 км к югу от Бейрута. Этот мост отстроили специалисты 100-го отдельного мостового батальона Минобороны РФ. По словам замминистра обороны РФ Владимира Исакова, находящиеся в Ливане российские военнослужащие восстановят восемь, а не шесть мостов, как планировалось первоначально.

Жемчужина Востока

“Восстанавливая инфраструктуру Ливана, не менее важно возродить эту страну в роли одного из культурных центров региона”, – пишет известный американский журналист Джон Кули, на протяжении 40 лет проработавший на Ближнем Востоке корреспондентом ABC News и Christian Science Monitor.

В числе городов, сильно пострадавших от обстрелов, оказался Баальбек, расположенный в плодородной долине Бекаа на севере Ливана. Основанный в XV–XIV вв. до н. э., в древнем мире он был известен под названием Гелиополис – Город Солнца. При императоре Августе (27 г. до н. э. – 14 г. н. э) римляне сделали его своей колонией и построили там множество зданий, храмов и святилищ, остатки которых сохранились до наших дней. До войны Баальбек был одной из главных туристических достопримечательностей Ливана. Во время налетов античные развалины уцелели, но сильно пострадали архитектурные памятники времен Оттоманской империи, расположенные в центре города.

Жилищные трудности

“Война еще не закончилась. Боевые действия прекратились, но главные трудности еще впереди”, – сказал представителю комиссии ООН по проблеме перемещенных лиц один из жителей Баальбека, 55-летний предприниматель Мохамад аль-Ахмар. Во время налетов, в результате которых погибло 113 человек, аль-Ахмар с женой и пятью детьми бежали в соседний город Бритель, а вернувшись, вынуждены начинать все заново. Впрочем, их история – далеко не единичная. В городе, население которого составляло 120 000 человек, 385 домов было разрушено полностью, а 850 – частично. Большинство горожан вернулись, и теперь повсюду кипят строительные работы.

Тем не менее, по последним оценкам ООН, в Баальбеке без крова по-прежнему остается около 800 семей, а большинство разрушенных домов к наступающей зиме достроить не удастся. Жители, впрочем, надеются, что к началу следующего туристического сезона успеют восстановить город.

Помощь извне

Ливанцы возлагают большие надежды на помощь международного сообщества. На конференции, которая проходила в Стокгольме 1 сентября 2006 г., ливанскому правительству было обещано $940 млн на восстановление разрушенного хозяйства. Из них ЕС предоставит $54 млн, США – $230 млн, Катар – $300 млн. Кроме того, не дожидаясь стокгольмской конференции, Саудовская Аравия предложила Ливану еще $500 млн и Кувейт – $300 млн. Обе страны перевели в Ливанский ЦБ еще $1,5 млрд, чтобы помочь ливанцам стабилизировать национальную экономику.

В последних числах января в Париже должна пройти следующая международная конференция, темой которой тоже станет восстановление Ливана. Впрочем, с предоставлением помощи финансовые доноры не торопятся. “Международная поддержка оказывается пока не в том размере, в каком мы рассчитывали, однако все страны-доноры подтвердили свою готовность помочь”, – заявил министр общественных работ и транспорта Ливана Мухаммед эль-Сафади.

Своими силами

Тем временем и ливанская шиитская организация “Хезболла” активно взялась за восстановление разрушенного жилья, вступив в борьбу с западным сообществом за сердца и умы соотечественников. По сообщениям Financial Times, на следующий же день после объявления о прекращении огня подразделение “Хезболлы” по строительству гражданских объектов Construction Jihad (Jihad al-Bina’a) занялось оценкой ущерба. С этой целью, сообщает газета, организация направляла в пострадавшие районы своих специалистов, которые затем посылали информацию в центральный офис. Данные заносились в компьютер, и теперь с ними сверяются, когда организация выплачивает компенсации и помогает восстанавливать жилье. Размер компенсаций доходит до $12 000 наличными, выплачиваются они гражданам Ливана независимо от их вероисповедания.

Как Набиль Джизр рассказал корреспонденту The Wall Street Journal, правительство тоже вкладывает огромные суммы в восстановление страны, однако в работе чиновников заметны “кое-какие элементы коррупции”. И в этом отношении “Хезболла” заметно выигрывает. “Приходится признать: “Хезболла” делает очень много”, – говорит Джизр. По его словам, ливанское правительство не сильно стремится ограничить роль этой организации в восстановлении страны. Подобно многим политикам в Ливане, не питающим к этой организации никаких симпатий, помощник президента не считает, однако, нужным добиваться уничтожения этой группировки, которую США и Израиль включили в список террористических организаций. Напротив, он полагает, что правильнее было бы привлекать ее к более активному участию в политической жизни страны. В кабинете премьер-министра Фуада Синиоры два министерских поста занимают члены “Хезболлы”. Оба принимают участие в правительственной программе восстановлении Ливана.

Сейчас “Хезболла” разрабатывает программу предоставления дешевых кредитов на строительство разрушенного жилья, а наиболее нуждающимся дома станут восстанавливать бесплатно. Один из активистов организации, 38-летний владелец строительной и торговой компании Аббас Наун рассказал корреспонденту WSJ, что 20% прибыли отдает “Хезболле”, а в этом году, может быть, станет отдавать даже всю прибыль. “Мы сделаем все, что необходимо, чтобы восстановить нашу страну”, – говорит он.

Однако у соседей Ливана, в частности у Саудовской Аравии, равно как и у других государств Персидского залива, рост популярности проиранской “Хезболлы” вызывает понятную озабоченность. Впрочем, кроме политических резонов они руководствуются и чисто экономическими соображениями. Дело в том, что еще до израильской операции по уничтожению “Хезболлы” компании из Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов инвестировали в общей сложности $2 млрд в строительство разного рода недвижимости в Ливане.

В надежде на будущее

В большинстве случаев апартаменты в еще не построенных небоскребах и роскошные виллы, которых еще нет, уже проданы. А покупателями оказываются, как правило, жители стран Персидского залива. Ливан с его чудесным климатом и красивой природой нередко называли Швейцарией Ближнего Востока – неудивительно, что состоятельные граждане из сопредельных арабских государств с радостью перебирались бы туда на лето, спасаясь от знойного дыхания пустынь, а заодно и от гораздо более суровой, чем в Ливане, общественной морали.

“Когда в Ливан вернутся международные инвесторы, то не сомневаюсь, что страны Залива окажутся в числе первых”, – уверена Моника Малик.