За газом – в Испанию


К 2011 г. Repsol – Gas Natural намерена зафрахтовать на 20 лет 11 новых газовозов для перевозки сжиженного газа емкостью на 145 000–170 000 куб. м каждый. Около месяца назад компания сообщила о поиске партнеров крупнейшим судовладельцам, рассказал “Ведомостям” заместитель гендиректора “Совкомфлота” Николай Колесников. Конкурс пройдет в два этапа: шесть судов Repsol – Gas Natural хочет арендовать к 2010 г., пять – к 2011 г. Победителей планируется выбрать до конца 2007 г. “Совкомфлот” свою заявку еще не направлял и пока не решил, сколько судов готов предложить. Тем не менее пароходство уже начало переговоры с Repsol – Gas Natural, говорит Колесников. Сейчас на рынке строительства газовозов доминируют верфи Южной Кореи и Японии. Новое судно строится около двух лет, до 2010 г. у верфей достаточно контрактов. Но Колесников уверяет, что у “Совкомфлота” есть время до следующего года, чтобы успеть с заказами на постройку флота к 2010–2011 гг.

В Repsol комментировать тендер на стали, в Gas Natural получить комментарии не удалось. Но в октябре о готовящемся конкурсе уже сообщал Lloyd’s List.

С Gas Natural у “Совкомфлота” уже есть один контракт. В ноябре он купил свои первые газовозы – два 37-летних судна, которые уже были отданы прежним владельцем в чартер до 2012 г. испанской компании. “Gas Natural признал “Совкомфлот” оператором на рынке перевозок СПГ, что открывает путь и на тендер Repsol – Gas Natural”, – считает Колесников. Доходы от контракта с Gas Natural он не раскрывает.

По данным консалтинговой компании LNG Shipping Solutions, на начало года газовоз самого популярного размера (на 120 000–160 000 куб. м) стоимостью $220 млн приносил его владельцу около $65 000–75 000 выручки в сутки, или $24–27 млн в год без учета расходов на строительство судов, экипаж и проч. Таким образом, аренда одного судна на 20 лет может обойтись Repsol – Gas Natural примерно в $500 млн, 11 – до $6 млрд.

Это намного больше, чем доходы по уже подписанным 20-летним контрактам “Совкомфлота” на перевозку СПГ с “Сахалина-2” и индонезийского проекта “Тангу”. Четыре судна, зафрахтованные под эти проекты, будут приносить “Совкомфлоту” около $35 млн ежегодного дохода, говорится в его отчете по МСФО за 2005 г. Правда, и контракты подписывались в 2004–2005 гг., и доля “Совкомфлота” в каждом из судов не больше 50% (подробнее см. врез).

Именно капиталоемкость рынка морских перевозок газа LNG Shipping Solutions называет основным риском. Но “Совкомфлот” настроен работать на этом рынке только по долгосрочным контрактам, заказывая суда под конкретные проекты, отмечает Колесников. Пока спрос на газовозы не превышает предложение. Но через 2–3 года спрос подрастет, уверен он. LNG Shipping Solutions прогнозирует, что все заявленные на сегодня СПГ-проекты потребуют к 2010 г. 115 новых газовозов (без учета уже заказанных 143 судов), а сейчас общий мировой флот судов для перевозки СПГ насчитывает около 200 газовозов.