Без будущих поколений


Создать фонд будущих поколений (ФБП) правительству поручил Владимир Путин. Однако Минфин считает принципиально важным договориться сперва о том, как обеспечить долгосрочную устойчивость бюджета. Его чрезмерная зависимость от нефтегазовых доходов тревожит министра финансов Алексея Кудрина. “Возможности правительства адаптироваться к изменению доходов существенно ограничены”, – пишет он в тезисах, подготовленных для правительства.

Ссылаясь на данные Минприроды, Кудрин подчеркивает, что нефтяные запасы страны будут исчерпаны в 2046 г. Чтобы поддерживать устойчивый уровень госрасходов и частного потребления на 40 лет вперед, министр предлагает вести раздельный учет нефтегазовых и иных доходов бюджета. Образующийся дефицит бюджета он предлагает закрывать нефтегазовым трансфертом, величина которого закрепляется законом вместо нынешней цены отсечения для доходов стабфонда. Сам стабфонд преобразуется в нефтегазовый фонд, в котором выделяются резервный фонд и фонд сбережений (аналог фонда будущих поколений).

Обобщенный прогноз международных энергетических агентств дает долгосрочную цену нефти Urals – $40–50 за 1 барр. Ориентируясь на верхнюю планку, Кудрин считает, что величина резервного фонда может находиться в интервале 7–10% ВВП. На 1 декабря накопления стабфонда достигли 2,19 трлн руб., или 8% ВВП. По прогнозам Минфина, к 2008 г. стабфонд увеличится до 3,067 трлн руб., а ВВП составит 31,2 трлн руб. Таким образом, фонд сбережений сможет заработать в лучшем случае через год с лишним. “Механизм нефтегазового бюджета несовместим с текущим законодательством, поэтому следующий год в любом случае уйдет на поправки в Бюджетный кодекс, в том числе по фонду будущих поколений”, – констатирует Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы.

В “тезисах Кудрина” рассматриваются два варианта стратегии формирования фонда будущих поколений при цене $50 за 1 барр. В первом управление нефтегазовыми доходами позволяет поддерживать текущий уровень госпотребления, а после исчерпания нефти пользоваться доходами от инвестиций фонда сбережений. Величина трансферта в бюджет составит в этом случае 2,2% ВВП, а фонд сбережений вырастет до 94% ВВП к 2015 г. и 143% ВВП к 2046 г.

Альтернативный вариант предполагает рост текущего потребления. Величина трансферта устанавливается законом в размере 3,6% ВВП, оставаясь неизменной до и после исчерпания нефтяных запасов. Объем нефтегазового фонда достигнет 60% ВВП к 2046 г. Этот вариант Минфин считает оптимальным. Он позволяет поддерживать расходы федерального бюджета на текущем уровне 17% ВВП, включая 13% ВВП за счет не нефтегазовых доходов, трансферта – 3,6% ВВП, внешних и внутренних займов – 0,4% ВВП. Такая конструкция поможет удерживать совокупный госдолг ниже 10% ВВП, отмечает Кудрин.

В Минэкономразвития от комментариев отказались, сославшись на то, что материалы Минфина не визировали. То же самое сказал руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Кудрин считает нефтегазовый бюджет, а исчерпаемые запасы фиксирует только по нефти, недоумевает чиновник правительства. К тому же появятся современные технологии и рентабельных запасов нефти хватит на 80 лет, добавляет руководитель департамента Минприроды Сергей Федоров. С точки зрения поддержания необходимого уровня расходов сделанные расчеты можно считать корректными, замечает главный экономист банка “Траст” Евгений Надоршин. “Но кто сказал, что 17% – это оптимально для экономики?” – замечает он.