Инвесторы остановятся на отелях


В 2006 г. стало известно о планах строительства около десятка крупных гостиничных объектов общей стоимостью не менее $350 млн. Еще около $200 млн пришли в гостиничный сектор в виде вложений иностранных компаний в покупку отелей.

Компания “Промсвязьнедвижимость” анонсировала строительство отеля на 120 номеров в Репине. Норвежская Wenaas Holding реконструирует под гостиницы класса “3 звезды” здания в Батайском переулке (планируется 346 номеров) и на Невском проспекте, 89 (230 номеров). Еще две гостиницы могут появиться на Вознесенском проспекте (инвесторы “Р.Е.Д.” и “Тристар Инвестментс”). О планах строить гостиницы в Петербурге около месяца назад заявила “Интеко”. В ее планах возведение отеля “5 звезд” на Конногвардейском бульваре, 5, и бизнес-отеля в Петергофе. В середине декабря фонд имущества Петербурга планирует выставить на торги дома 60, 62 и 64 на Английской набережной – их предназначают под гостиницы.

По словам гендиректора компании White Days Investments Андрея Микешина, всплеск инвестиционной активности закономерен. “Компании начали подыскивать подходящую для строительства гостиниц недвижимость еще около двух лет назад”, – говорит Микешин. К более конкретным действиям российских инвесторов подтолкнуло насыщение в сегменте торговой недвижимости и снижение доходности в секторе жилищного строительства, наблюдавшееся в 2004–2005 гг.

Активизировались иностранные операторы. “Они ведут себя очень активно, – отмечает Микешин. – Французская Accor даже финансово участвует в проектах, что для управляющей компании совершенно нехарактерно”.

В течение 2006 г. на рынке Петербурга появились такие бренды, как Park Inn (под этой маркой стали работать гостиницы “Прибалтийская” и “Пулковская”), Sokos (отель на 250 номеров на 8-й линии Васильевского острова), Holiday Club (строящаяся гостиница на стрелке Васильевского острова) и Le Meridien (строящаяся “Северная корона” на Петроградской стороне).

Активность операторов стимулирует западные инвестфонды, для которых привлечение в партнеры международной управляющей компании является гарантией стабильного денежного потока в приобретаемом бизнесе. Рекордсменом в этой области стала норвежская компания Wenaas Holding, которая приобрела в конце 2005 г. пятизвездочную гостиницу Radisson SAS на Невском проспекте (164 номера), а в 2006 г. купила гостиницы “Пулковская” (840 номеров класса “4 звезды”) и “Прибалтийская” (1200 номеров класса “4 звезды”). К управлению двух последних она привлекла компанию Rezidor SAS, которая даст отелям свою марку Park Inn. Стоимость этих сделок не раскрывается, эксперты оценивают инвестиции в эти объекты в $150–170 млн.

В этом году на рынок вышла британская инвестиционная компания London & Regional Properties (L&RP), которая приобрела строящуюся гостиницу на стрелке Васильевского острова. Отель рассчитан на 280 номеров, стоимость его строительства составляет около 50 млн евро. По экспертным оценкам, он обошелся британцам в $30–35 млн. После открытия в 2007 г. гостиницей будет управлять сеть спа-отелей Holiday Club, входящая в состав L&RP.

Руководитель отдела консалтинга Praktis Consulting & Brokerage Наталья Малеева отмечает, что инвесторы работают на перспективу. “За последние несколько лет вкладывать собственные средства в петербургский гостиничный рынок стали все: застройщики и риэлторы, страховщики и банкиры, нефтяники и владельцы торговых сетей, – говорит она. – Окупаемость отелей сравнялась с аналогичными показателями в офисном и торговом сегментах. Малоконкурентный гостиничный рынок стал привлекательным для инвесторов”. По ее словам, в пользу инвестиций говорит высокий уровень цен в отелях Петербурга, который превышает аналогичный показатель таких европейских столиц, как Берлин и Париж. “Привлекая международных операторов и повышая таким образом уровень управления и сервиса, западные инвесторы надеются на увеличение загрузки приобретенных гостиниц. Они выбирают наиболее качественные из действующих объектов – либо новые, либо адаптированные к современным стандартам, как, например, “Прибалтийская”, – говорит Малеева.

Директор инвестиционной компании Kinsi Александр Мельник приводит в пример европейские города, где на 1000 жителей приходится около 35 мест в гостиницах. “В этом отношении Петербургу есть куда расти, его потенциал очевиден, рынок может вырасти в 3–4 раза”, – считает он. С ним согласен Микешин, который считает, что уменьшение потока туристов в последние годы не должно смущать инвесторов.