Критика массы


Стоя в очереди перед входом в ЦДХ, гости ярмарки благословляли теплую погоду. Но проникнувших в здание ожидало разочарование – еще одна очередь, уже в гардероб. Самые утомленные и голодные, решив после всех испытаний пропустить чашечку кофе и уже затем отправиться к книжкам, возвращались из буфета быстро – там тоже царило столпотворение.

Дом художника вновь не справился с наплывом любителей “умной” литературы. По предварительным данным, нынешнюю, 8-ю Non fiction посетили 30 000 человек – это на две с половиной тысячи меньше, чем в прошлом году, но все равно много. Обилие читателей интеллектуальных книжек – факт, безусловно, приятный. Но означает ли это, что организаторы Non fiction должны и дальше расслабленно плыть на волнах народной любви? Может быть, как раз сейчас, пока ярмарка на подъеме, и настало время задуматься? И не только о нехватке гардеробных крючков и кондиционеров.

Все хорошо

На завершившейся ярмарке было много хорошего. Презентации шли, дискуссии шумели, молодые люди в широкополых черных шляпах (а иногда в кипах) деловито ходили меж книжных рядов. Почетные гости – израильские авторы Меир Шалев, Алона Кимхи, Светлана Шенбрунн, историк Ветхого завета Джеймс Кугель – говорили об израильском книгоиздании и библейских традициях в еврейской литературе. Выступления норвежцев Юстейна Гордера, Хербьерг Вассму и Роя Якобсена проходили при аншлаге прекрасно знакомой с их творчеством публики. Держатели книжных аукционов обсуждали проблемы ценообразования букинистической книги. Критики, философы, издатели – современную детскую литературу, музыку, корпоративную культуру, “секс без грязи и ханжества”, а также стратегии выживания в эпоху глобализма.

Бурлила премиальная жизнь. Были объявлены лауреаты премии имени Андрея Белого: поэт Александр Скидан (за сборник “Красное смещение”), удостоенный премии посмертно прозаик Александр Гольдштейн (за роман “Спокойные поля”) и один из самых тонких исследователей поэзии начала ХХ в. филолог Роман Тименчик – “Анна Ахматова в 1960-е годы”. Сеть книжных магазинов “Букбери” назвала лучших книжных дизайнеров года. Первая премия досталась Николаю Теплову за дизайн обложки “Книг нашего детства” Мирона Петровского (М.: Издательство Ивана Лимбаха), вторая – Дмитрию Шишко за дизайн “Сожженной заживо” (М.: Рипол-Классик). За оформление книжной серии “Вещи в себе” (издательство “КоЛибри”) были отмечены художники Андрей Бондаренко и Дмитрий Черногаев.

Обновленная версия

Но даже эта веселая толкучка событий не заслонила очевидного: в этом году ничего принципиально нового в структуре Non fiction не появилось. “Почетный гость” был введен уже несколько лет назад, антикварная книжная ярмарка работала и в прошлом году, аукцион книг художников тоже уже второй по счету. Между тем нормальное состояние любого долгосрочного проекта – постоянное обновление. Чтобы развиваться дальше, ярмарка просто обязана хотя бы в чем-то меняться, каждый год радуя своих гостей тем, чего не было раньше.

Возможностей у организаторов множество. Например, на девятом году существования можно подумать о собственном директоре, занимающемся только ярмаркой. Этот человек мог бы продумывать стратегию Non fiction, выполнять административную работу, а заодно говорить с журналистами, улыбаться, разъяснять, словом, “быть лицом” и делать ярмарку еще живее и теплее. Non fiction нуждается и в своем печатном издании – выходящем в дни ее работы бюллетене, который кратко сообщал бы об основных событиях вчерашнего дня и самых любопытных сегодняшних. На крупных европейских ярмарках такие листки выходят, на московской осенней ярмарке в этом году выходили тоже. Полезно и для истории, и для публики. А вот литературное кафе, в котором проходит множество встреч и чтений, для таковых совершенно непригодно – зрителям там деваться некуда, за столиками сидят те, кто пришел сюда выпить кофе и поболтать со знакомыми, так что участникам дискуссий и чтений приходится их буквально перекрикивать. К этому можно добавить и... впрочем, пусть организаторы ярмарки сами продолжат список. Время до девятой Non fiction у них еще есть.