Конкуренция важнее


В России сложилась модель экономики, при которой приток экспортных доходов стимулирует спрос и придает импульс отраслям, обслуживающим внутренний рынок (например, торговля и строительство), констатирует ВБ в очередном докладе о России. Если цены на нефть не будут резко падать, то экономический рост еще долго может быть устойчивым. Но у этой модели два недостатка: экономика уязвима перед скачками мировых цен и растет медленнее, чем инновационная. Поэтому ставка российского правительства на развитие инноваций заслуживает одобрения, говорит главный экономист ВБ по России Джон Литвак.

Но, по его мнению, российское правительство строит инновационную экономику неправильно. “Промышленная политика стала более модной, чем структурные реформы”, – расстраивается Литвак. Чиновники сосредоточились на госинвестициях в отдельные отрасли и регионы, создавая особые экономические зоны, технопарки, банк развития, венчурные фонды и т. д. Но мировой опыт показывает, что чаще всего такие инвестиции не бывают успешными, напоминает экономист. В Мексике, Индии, Латинской Америке, которые проводили похожую промышленную политику в 1960–1970-е гг., дело закончилось ростом коррупции и рентоориентированным поведением компаний.

Залог успеха инновационной экономики – создание рыночной среды и жесткой конкуренции, считают эксперты ВБ. “За последние 15 лет Россия добилась некоторых успехов, но эта программа остается незавершенной”, – отмечается в докладе. Более того, государство усиливает свою роль в экономике: такая стратегия совместима с сырьевой моделью, но для инновационной не подходит. Российскому правительству нужно работать над обеспечением большей защиты прав собственности, судебной реформой, развитием конкуренции, снижением административных барьеров, а также реформой системы госуправления – чтобы у региональных и местных чиновников было больше полномочий и стимулов для конкуренции за инвестиции. Как показало исследование Высшей школы экономики и ВБ, 20% российских компаний в обрабатывающих отраслях не чувствуют никакого конкурентного давления, а еще 29% – конкуренции со стороны иностранцев.

ВБ сгущает краски, уверены российские эксперты. До сих пор основные госвложения шли в инфраструктуру, что “безусловно необходимо”, а к поддержке отраслей, как делала Южная Корея, помогая судостроению или автомобилестроению, российская власть относится осторожно, отмечает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Затраты на промполитику не составляют существенной части бюджета, добавляет замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. “Структурную и промышленную политику вообще не нужно противопоставлять – чтобы увидеть результаты первой, должно смениться целое поколение”, – рассуждает он. Реформы действительно замедлились, соглашается с ВБ научный руководитель Центра стратегических разработок Ксения Юдаева. Но в создании экономических зон или венчурных фондов она не видит ничего страшного: “Это концентрация лучших ресурсов на одном направлении, чтобы затем развить достигнутый успех более широко”. Но эти меры должны быть направлены в большей степени на общий институциональный климат, а просто льготы – опасный шаг, заключает она.