Стабфонд раздваивается


Вчера Минфин направил в правительство концепцию формирования нефтегазового фонда, в который будет преобразован стабфонд. По поручению президента Владимира Путина фонд будет состоять из двух частей – резервной и фонда сбережений. В резервной части должно быть не меньше 7–10% ВВП, а доходы сверх этого будут зачисляться в фонд сбережений. “Мы считаем, что существенного – ниже $40–50 за баррель – падения цен на нефть не предвидится, поэтому даем отнюдь не консервативный интервал”, – говорит источник в Минфине. Сейчас размер стабфонда достиг 8% ВВП, а уровня 10% он достигнет к 2008 г. Резервный фонд предлагается инвестировать через ЦБ в облигации государств, расширив инвестиционный диапазон бумаг с AAA до А включительно (по методологии S&P). Для фонда сбережений предлагается более рискованная стратегия – вложение в акции международных компаний. Для размещения в новые инструменты могут привлекаться частные управляющие компании, которым Минфин будет задавать необходимую доходность вложений. На долю частных операторов может приходиться 5–10% средств фонда сбережений, остальными ресурсами должен управлять ЦБ, считает чиновник Минфина. По его словам, ЦБ тоже сможет инвестировать в корпоративные бумаги, если будут приняты необходимые поправки в законодательство.

Конкретных сроков создания нефтегазового фонда Кудрин не приводит. В 2007 г. нужно будет определиться с расширением перечня долговых обязательств для инвестирования, а также определить “целесообразность выделения из структуры Минфина агентства, выполняющего функции по управлению средствами нефтегазового фонда”, говорится в концепции. Сроки создания такого агентства “достаточно отдаленные”, отмечает чиновник министерства.

Складывается ощущение, что Минфин затягивает решение о разделении стабфонда, отмечает начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Хотя чиновникам, по его мнению, было бы выгоднее поскорее определить правила игры. “В следующем году, в преддверии выборов, давление на стабфонд усилится, а средства, которые там сейчас накопились, даже консервативным экономистам кажутся избыточными, не говоря уже об оппозиционных политических партиях”, – объясняет эксперт. В той конструкции, которую предлагает Минфин, нет особого смысла, полагает экономист “Траста” Евгений Надоршин. Просто неприкасаемая часть увеличивается с 500 млрд руб. до 7–10% ВВП. “Единственная логика в этом будет, если правительство решит проводить более агрессивную политику расходов и на этот случай будут прописаны условия, при которых можно будет тратить фонд сбережений”, – заключает он.