Вода и энергия дороже бензина


В июне 2002 г. “Сургутнефтегаз”, “Роснефть” и правительство Ленобласти подписали договор о строительстве НПЗ и морского терминала по перевалке нефтепродуктов на территории порта в Приморске. Предполагалось, что новый завод мощностью 8–10 млн т в год обойдется компаниям приблизительно в $1,3 млрд. Партнеры собирались построить завод за четыре года и планировали финансировать его на паритетных началах. Но в 2004 г. “Роснефть” уведомила власти Ленобласти о выходе из проекта. Компания ссылалась на нежелание “Сургута” участвовать в строительстве завода. Но “Сургутнефтегаз” этого не подтверждал, а в 2005 г. Богданов сказал, что его компания не отступилась от намерений построить завод в Приморске и разрабатывает его ТЭО.

Но теперь “Сургут” отказался строить завод в Приморске. “По ряду причин реализация этого проекта пока неэффективна”, – заявил Владимир Богданов “Прайм-ТАСС”. По его словам, две основные проблемы – это недостаток электроэнергии (решением может быть только строительство новой электростанции) и вопрос водоснабжения (процесс нефтепереработки предусматривает значительное потребление воды). Богданов сказал, что вторую проблему можно решить с помощью опреснения морской воды из Финского залива или строительства водоводов и перекачивающих станций от Ладоги. “При детальной проработке оказалось, что затраты на энергообеспечение и водоснабжение превышают стоимость строительства НПЗ”, – резюмировал гендиректор “Сургутнефтегаза”.

Северо-Запад – один из самых неблагополучных с точки зрения энергоснабжения регионов. Минувшей зимой в Санкт-Петербурге пик потребления достигал рекордных за последние 15 лет 7000 МВт. Энергетики снизили ежедневную поставку энергии промышленным предприятиям на 350 МВт, а экспорт электроэнергии в Финляндию прекратили. Но чиновник правительства Ленобласти, попросивший не называть его имени в печати, уверяет, что “Сургутнефтегаз” официально не уведомлял областные власти об отказе от своих планов. Претензии “Сургута” он прокомментировать не смог. “Компания самостоятельно исследовала возможность строительства и не знакомила чиновников с проектом”, – утверждает собеседник “Ведомостей”.

“Сургутнефтегаз” еще может вернуться к этому проекту, полагает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Ведь возводить НПЗ в конечных точках трубопроводов – мировая практика. И сейчас многие российские компании, в том числе “Роснефть”, планируют строить НПЗ в конечной точке будущего трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Логично и в конце Балтийской трубопроводной системы иметь такой завод, считает Нестеров. В данном случае сказалось отсутствие координирующей роли государства, потому что именно оно должно координировать размещение крупных производственных проектов, заключает эксперт.