Хозяйка горы


Премированный роман Ольги Славниковой – история любви, разворачивающаяся в 2017 г. под всполохи шутовской революции, которая спустя ровно сто лет после октябрьского переворота не могла не разразиться, под пошловатый шумок телевизионных ток-шоу и жесткие ритмы бизнеса по-русски. Объемно вылепленные охотники за камнями – “хитники”, чудно выписанные колдовские Рифейские горы, россыпь осколков из сказок Бажова, примесь мистики, детектива, изощренный язык и анфилады метафор. Уверенная демонстрация высокого профессионального мастерства и... жажды победы.

Роман был точно нарочно скроен “под Букера” – внятный сюжет, стилистическое изящество, злободневность. Расчеты оказались точны, а безусловный, масштабный литературный талант поставленной задаче легко подчинился. Мерещится, Славникова могла бы написать еще лучше, еще тоньше – но, может, то лишь наваждение, шутки Каменной девки? И без того “2017” оказался действительно самым совершенным из списка финалистов, которых председатель жюри справедливо назвал “первоклассными писателями”. Жюри, в которое кроме Кабакова вошли поэт Тимур Кибиров, литературный критик и профессор РГГУ Дмитрий Бак, телеведущая Светлана Сорокина и писатель Роман Солнцев, сделало вполне корректный и справедливый выбор.

Между тем пятерка финалистов этого года вся получилась достойной.

Напомним, что в финал вышла “Рыба” Петра Алешковского, уже в третий раз становящегося букеровским финалистом, на сегодняшний день лучшего светского “агиографа”, с большой любовью и тактом рассказывающего о жизни нестоличных жителей. В центре романа – русская беженка из Таджикистана, медсестра, лечащая людей наложением рук, праведница и странница поневоле. Сезанновская полнозвучность в описании среднеазиатского быта, зоркость к деталям, удивительное целомудрие в рассказе о человеческих отношениях и... некоторая недотянутость формы при полноте содержания – вот что такое Петр Алешковский сегодня.

Роман Дины Рубиной “На солнечной стороне улицы” тоже дышит азиатской жарой. Это книга о Ташкенте, послевоенном и сегодняшнем, – городе детства и юности автора, представшем в запахах, криках, голосах тех, кто жил в нем когда-то, а главное – в судьбах, удавшихся и сломанных. В романе многолюдно, душно и солнечно. “Мне до сих пор тепло” – одна из последних фраз книги, которой, возможно, как раз за разлитую в ней теплоту и достался приз читательских симпатий: именно Дине Рубиной присудили победу слушатели “Радио Культура”, проводившего альтернативное голосование.

Город становится и живым фоном происходящего в романе Дениса Соболева “Иерусалим” – несколько манерном повествовании о жизни молодых эмигрантов из России в Израиле, и все же очень точно и узнаваемо (для тех, кто через это прошел) передающем разреженную атмосферу их странного существования. Все вроде бы у главного героя и его близких есть – любови, дружбы, университет, виски, джаз, призраки прошлого, пляшущие хасиды, сумрачные арабы, – но чувства потерянности и ощущения, что живут они в далекой провинции, это ничуть не разрушает. Привкус провинциальности остается и после чтения этой прозы.

За бортом остался и роман о нацболах “Санькя” Захара Прилепина, у которого не хватило сил объединить разрывающиеся от внутренней энергии яркие сцены в романное целое. Изысканное кружево Алана Черчесова, “Вилла Бель-Летра”, стилистически безупречное, затейливое рассуждение о судьбах Литературы, ее ипостасях, скрытых в ней соблазнах и обманах, жюри отвергло тоже. Возможно, за легковесность и слишком уж очевидные смысловые пустоты, проглядывающие сквозь всю эту пусть и мастерскую словесную вязь.

“Русский Букер” вручается в этом году уже в пятнадцатый раз и по-прежнему остается самой престижной литературной премией в России. Действует благородная аура старшего брата – “Букера” британского. Жюри, как правило, выглядит вполне достойно, а выбирает оно действительно образцы романного жанра. Авторитет “Русского Букера” сохраняется, несмотря на недавнее появление соседа-гиганта – премии “Большая книга”, невзирая на периодическую смену хозяев (с нынешнего года спонсором “Букера” стала нефтегазовая компания BP) и не самый внушительный призовой фонд.

Пятерке финалистов достанется по $1000, Ольге Славниковой – $20 000 призовых. С выбором “взрослого” жюри совпало решение студентов: лауреатом “Студенческого Букера” стала тоже Ольга Славникова, которая призналась, что это один из самых счастливых дней в ее жизни.