Вниз по Волге


Операторы сотовой “большой тройки” считают, что переход на единый бренд повысит эффективность сотового бизнеса “Волгателекома”, но не верят, что НСС под силу стать четвертым участником поволжского рынка. Объединенный оператор “станет ярким игроком, но не составит конкуренции федеральным операторам и не сможет отнять у них долю рынка”, полагает коммерческий директор “Мобиком-Центра” (дочерней компании “Мегафона”) Олег Зиночкин. Коммерческий директор нижегородского филиала “Вымпелкома” Дмитрий Иванов ожидает, что создание единого сотового оператора “должно отразиться на бизнесе компании “Волгателеком” в [Поволжском] регионе в целом”, но быстро и качественно интегрировать локальные компании в объединенную сеть довольно сложно, предупреждает он. В любом случае объединение компаний под единым брендом само по себе не решит таких проблем, как отсутствие федеральных каналов продвижения услуг и трудности с получением существенных скидок на закупку оборудования, уверен директор подразделения МТС “Поволжье – Северо-Запад” Александр Поповский. “К тому же лицензионный портфель оператора охватывает не все значимые регионы в Поволжье”, – добавляет он.

В сентябре “Волгателеком” выкупил у кипрских компаний Eventis Telecom и Reserve Invest доли в трех сотовых операторах Поволжья – “Саратов Мобайл” (50%), “Пенза Мобайл” (60%) и “Чувашия Мобайл” (70%), увеличив принадлежащие ему пакеты до 100%. Эта сделка позволила оператору установить контроль над всеми восемью сотовыми “дочками” – теперь у него наконец появилась долгожданная возможность консолидировать их и запустить проект создания единого сотового оператора на базе НСС. Как рассказала “Ведомостям” начальник отдела по связям с общественностью НСС Оксана Николайчук, в конце сентября “Волгателеком” утвердил новую организационную структуру сотовой компании: у нее появились филиалы в других регионах, которыми станут остальные сотовые “дочки” “Волгателекома”. В некоторых, например в “Пенза Мобайл”, штат сотрудников планируется существенно увеличить. По данным на октябрь, в региональных сотовых операторах работало по 30–250 сотрудников, а к концу 2007 г., после присоединения всех мобильных “дочек” “Волгателекома” к НСС, персонал объединенной компании должен достигнуть 1000 человек, рассказывает Николайчук.

Насколько увеличатся консолидированные доходы объединенного оператора в результате реорганизации, Николайчук не уточняет, но НСС, по ее словам, намерена занять существенные доли рынка во всех регионах Поволжья, благо уровень проникновения сотовой связи еще не достиг 100% нигде, кроме Нижнего Новгорода. В сети всех региональных компаний, участвующих в объединении, будут вложены крупные инвестиции: в большинстве регионов необходимо расширить зону покрытия, а в Пензенской области сеть предстоит построить практически с нуля, объясняет она. Гендиректор “Волгателекома” Сергей Омельченко не стал говорить о планах инвестиций, пояснив, что инвестплан на 2007 г. будет утвержден советом директоров “Волгателекома” лишь в декабре. “Мы не собираемся конкурировать с федеральными операторами”, – отмечает он, добавляя, что до конца 2007 г. объединенный оператор планирует увеличить количество GSM-абонентов до 3 млн. Со временем объединенная сотовая “дочка” “Волгателекома” рассчитывает проникнуть и в другие регионы Поволжья – в частности, она изучит возможность покупки сотовых компаний в Ульяновске и Оренбурге, говорит Омельченко.

В ряде регионов (Татарстан, Мордовия, Ульяновская, Саратовская, Оренбургская области) подконтрольные “Волгателекому” сотовые операторы запустили бренд ON. Новый бренд, по словам Омельченко, “является идеей единения, на основе которой будут развиваться услуги “Волгателекома” в сфере подвижной связи”.

Дилеры между тем верят в успех создаваемой объединенной компании. НСС сможет отобрать у конкурентов в Приволжском округе 3–5% рынка, считает владелец сети салонов “Мобил+” Дмитрий Судаев. По его мнению, клиентов, особенно корпоративных, заинтересует льготный внутрисетевой роуминг оператора (по оценкам НСС, внутрисетевые роуминговые расценки будут более чем на 30% дешевле, чем прежде). Аналогичного мнения придерживается директор нижегородского филиала сети салонов Dixis Андрей Крылов, который уверен, что НСС отвоюет у конкурентов долю рынка прежде всего за пределами своего “домашнего” региона. “В Нижегородской области, где уровень проникновения превысил 100%, сделать это будет сложно”, – отмечает он.

Результаты объединенного оператора будут зависеть от того, насколько быстро компания сумеет провести ребрендинг, и от его успешности, полагают эксперты. При хорошем раскладе доля НСС на рынке Поволжья увеличится максимум на 3%, говорит аналитик “Атона” Анна Курбатова. На ее взгляд, после объединения сотовых “дочек” “Волгателеком” покажет “более высокие операционные результаты”, хотя и не столь внушительные, как те, что продемонстрировала год назад другая дочерняя компания “Связьинвеста” – “Уралсвязьинформ”. По данным “Связьинвеста”, после консолидации сотовый бизнес “Уралсвязьинформа” стал самым успешным среди операторов холдинга: выручка компании от услуг сотовой связи выросла в 2005 г. до $315 млн по сравнению с $222 млн за 2004 г., а чистая прибыль – до $95 млн с $35 млн. Но Уральский регион более перспективный с точки зрения платежеспособного спроса населения, замечает Курбатова.

В Поволжье насыщение рынка сотовой связи произошло еще раньше, чем на Урале, а консолидацией своих сотовых активов “Волгателеком” озаботился позже, добавляет директор аналитического департамента J’son & Partners Борис Овчинников. Сейчас рынок в Поволжье очень конкурентный и повторить успех “Уралсвязьинформа” здесь уже не получится, убежден он. Наибольший потенциал для развития, по мнению Овчинникова, остается в Саратовской, Пензенской, Ульяновской областях и Чувашии.