Бронзовый век


Бронзовые канделябры, каминные часы, лампы, пресс-папье и скульптура, отлитые на русских фабриках во второй половине XIX – начале XX века, никогда еще не были так востребованы и не ценились так высоко. Коллекционеры и бизнесмены готовы платить по $15–20 тыс. за предмет кабинетной бронзы и $100 тыс. за многофигурную композицию. На последних «Русских торгах» Sothеby’s пара бронзовых казаков, отлитых по модели скульптора Василия Грачева, продана за 28 800 фунтов (что в 5 раз превысило стартовую цену), а фабричная копия с оригинальной работы академика Николая Либериха ушла за 48 тыс. фунтов.

На рынке антиквариата наступил бронзовый век. Изящные предметы из сплава меди, олова, кремния, магния и цинка вновь украшают каминные полки и письменные столы солидных господ. В любимой жителями Рублевки галерее «Дача» проводятся выставки редких подлинных предметов русской бронзы. Зарубежные аукционные дома включают в каталоги работы русских скульпторов наравне с произведениями Фаберже.

«Подлинные предметы добавляют ощущение аристократичности», – поясняет Константин Журомский, владелец единственной в стране галереи, специализирующейся на русской бронзе. – Покупают бронзу по настроению. Это исключительно жанровая скульптура. Наиболее востребованы сцены охоты и батальные. Этнографические и крестьянские сюжеты ценятся несколько ниже». Андрей Гилодо, заведующий отделом металла Музея декоративно-прикладного искусства, считает, что продукция фабрик Соколова и Шопена наконец оценена по достоинству: «Суть феномена русской бронзы в том, что это штучный продукт. В России во второй половине XIX – начале XX века работали 80 фабрик и только 7 из них занимались литьем скульптуры малых форм. Для сравнения, в Париже в это время действовали 500 бронзолитейных производств, выпускавших украшения для дома.

В России отлив в бронзе всегда делался на заказ. Бронза была дорогим приобретением». «Парадокс нынешней ситуации на рынке в том, что я могу купить авторскую модель, которую собственноручно выполнил Николай Либерих, по цене фабричной тиражной копии, – говорит Ирина Красникова, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи. – Музеи интересуют прежде всего выставочные авторские экземпляры скульптуры, в то время как на антикварном рынке представлены в основном фабричные отливы с авторских моделей».

Высокая цена на русскую бронзу, по мнению Андрея Гилодо, объясняется всплеском интереса к русскому искусству и малым количеством подлинников: «Всего в мире примерно 1500 работ русской бронзы, подлинность которых не вызывает сомнения. На московском антикварном рынке подлинных отливов еще меньше – всего несколько сотен, и все они известны коллекционерам».