Гипс под мрамор


Мои клиенты просто помешались на старинных гипсовых копиях античных скульптур, – удивляется антиквар Джордж Перез Мартин из лондонского салона Brownrigg Interiors и в шутку добавляет: – Мужские статуи идут лучше, чем женские, правда, непременное условие – чтобы у них были симпатичные лица». Мартин декорирует загородные дома, среди его клиентов много молодых людей. По его словам, античные статуи идеально вписываются в модный ныне аскетичный интерьер: «Достаточно поместить одну скульптуру в центр современного пространства, и комната тут же преобразится». Сейчас в подсобке его салона клиентов ждут метровая статуя крылатой богини Виктории (Франция, XIX век, 2,5 тыс. фунтов) и фигура Меркурия в человеческий рост (5,5 тыс. фунтов).

Похоже, что возвращается мода двухвековой давности. В конце XVIII – начале XIX века гипсовые слепки скульптур, колонн и капителей считались дорогими и престижными сувенирами, которые могли себе позволить только богатые путешественники. К середине XIX века с крупных коллекций слепков начинались многие европейские музеи.

В 1912 году в Москве стараниями профессора Ивана Цветаева был образован Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина): в его основе – большая коллекция слепков античной скульптуры. К началу двадцатого столетия гипсовые слепки вышли из моды. «Если раньше считалось, что слепки важны для знакомства с мировыми шедеврами, то в XX веке решили, что слепок портит глаз, так как человек видит муляж, а не настоящее произведение искусства», – говорит Александр Баранов, заместитель заведующего учебным художественным музеем им. Цветаева при ГМИИ.

Сегодня после стольких лет забвения Европу захлестнула волна интереса к античным копиям, коллекционеры заново открывают для себя лучшие образцы почти забытого ремесла. Англичанин Джеймс Перкинс занимается коллекционированием уже несколько лет, в его собрании более трех тысяч предметов. Среди последних приобретений Перкинса — копии ассирийских барельефов с изображением львов, а также слепки фигур с фриза храма Зевса в Олимпии. В его доме в графстве Глостершир можно увидеть и бюсты Юлия Цезаря, и архитектурные элементы одной из британских королевских резиденций – Брайтонского павильона. В настоящий момент Джеймс занят реставрацией парка Эйнхо на границе графств Нортгемптоншир и Оксфордшир. Специально для этой цели он подыскивает копии классических скульптур большого размера. Многое Перкинс приобретает в музеях: нью-йоркский «Метрополитен» и лондонский музей Виктории и Альберта не раз избавлялись от копий подобным образом.

В запаснике у Тайсона Беннисона, лондонского торговца стариной, всегда есть несколько гипсовых копий. Недавно он продал итальянскую реплику Венеры Медичи, датированную XVIII веком, почти за 4 тыс. фунтов. «Гипсовые копии найти все сложнее: они плохо сохраняются, легко бьются, тают под дождем», – говорит Беннисон.

Предложение невелико, спрос растет. Но далеко не каждая гипсовая скульптура может считаться раритетом: ценятся вещи, созданные именитыми мастерами. Первым в списке стоит имя Доменико Бруччиани: в его лондонской мастерской с середины XIX века было сделано множество копий, большая часть которых выставлялась в Музее Виктории и Альберта. Самая дешевая копия в Brownrigg Interiors стоит всего 350 фунтов. Зато лучшие образцы реплик обойдутся в пятизначную сумму: на аукционе Sothеby’s, где продавались гипсовые слепки из музея «Метрополитен», рельеф эпохи Возрождения с изображением льва и оружия был продан за 30 тыс. фунтов.

В Москве старинными гипсовыми копиями никто особо не интересуется, тогда как Амуры и Психеи современного отлива идут на ура. В аукционном доме «Гелос» не припомнили ни одного случая продажи старинной гипсовой копии. Сергей Короневский, эксперт аукционного дома, говорит, что гипс у нас ассоциируется с дешевым материалом. «Наши любители старины скорее купят оригинал пусть даже неизвестного автора XIX века, нежели копию с известной античной вещи, – таков уж менталитет, – считает коллекционер и галерист Кирилл Данелия. – На рынке больше котируются античные оригиналы, например, за 150 тыс. евро можно купить большой римский барельеф II–III веков нашей эры».

(Использованы материалы FT)