Книга на выходные


Александр Дюма «Мадам Лафарг»/Пер. с фр. М. Кожевниковой. – М.: Гелеос, 2007

Летописец жизни трех мушкетеров написал так много, что и сегодня еще далеко не все переведено на русский. Библиография Дюма — это сотни текстов в разных жанрах. Впервые выходящая у нас «Мадам Лафарг» – нечто среднее между мемуарами и «историей одного преступления». Когда Марию Лафарг судили за убийство мужа, вся Франция судачила об этом процессе. А 20 лет спустя – о романе Дюма. Писатель знал «преступницу» с детства и после ее смерти рассказал трагическую историю очаровательной и умнейшей женщины королевских кровей, которой пришлось выйти замуж за мужлана. В его доме ее аристократические привычки вызывали у окружающих только смех. Ей не позволялось принимать ванну (мыться приходилось в тазу), свекровь была груба, а муж жестоко обращался с ней.

Стивен Хокинг «Черные дыры и молодые вселенные»/Пер. с англ. М.В. Кононова. – СПб.: Амфора, 2006

Сочинения английского физика Стивена Хокинга неизменно становятся бестселлерами. И «Черные дыры» издаются в России не первый раз. Книга сложена из драматической автобиографии ученого и его статей. Главная тема научных текстов – гипотетическая предыстория Большого взрыва: возможно, наш мир произошел из черной дыры, находившейся в другой вселенной. Но любят Хокинга не только за блестящие теории и невероятное личное мужество, но и за то, что он нашел в науке место для Бога. «Если общая теория относительности верна, – пишет Хокинг, – значит, наука может сказать, что вселенная должна была иметь начало, но не может сказать, как она должна была начаться, для этого нужно обратиться к Богу».

Петр Вайль «Стихи про меня». –М.: Колибри, 2006

Новая книга известного эссеиста, путешественника и колумниста «Пятницы» написана в парадоксальном жанре. Это автобиография читателя, который читает по преимуществу стихи. Воспоминания о рижской юности, влюбленностях, странствиях по свету, встречах с Иосифом Бродским и Львом Лосевым оказываются комментариями к стихам Анненского, Блока, Гумилева, Мандельштама, Окуджавы, Гандлевского – всех тех, кто когда-то прозвучал как «свой». Помимо воспоминаний и наблюдений над поэзией здесь множество тонких замечаний о советском быте, мифологии пьянства, сексизме, эмиграции. В итоге книжка получилась очень лиричной и ностальгической. Действительно, «почти стихи».