Кому достанется “Тройка”

С. Портер

О том, что Варданян ищет покупателя для “Тройки”, инвестбанкиры заговорили летом, когда “Тройка” выкупила свои акции (5%) у последнего внешнего акционера – швейцарского фонда Hansa AG – и все 100% акций компании оказались в руках ее сотрудников . С тех пор появлялась информация о переговорах Варданяна с J.P. Morgan и ВТБ, источник в “Тройке” даже говорил “Ведомостям”, что ВТБ проводит due diligence компании. А вчера стало известно, что уже несколько месяцев переговоры о покупке доли в “Тройке” ведет швейцарский банк Credit Suisse. Об этом сообщило агентство Reuters.

С J.P. Morgan, ВТБ и Credit Suisse рассматриваются все варианты партнерства, кроме 100%-ной продажи, заявил представитель “Тройки”. В лондонских офисах J.P. Morgan и Credit Suisse вчера отказались от комментариев. Источник в ВТБ не исключил приобретения инвестиционной компании, однако сказал, что решения о покупке пока не принято: “Тройка” нас интересует наравне с остальными”. А член правления ВТБ Василий Титов не смог прокомментировать проведение due diligence “Тройки Диалог”.

“Уже сейчас “Тройка” стоит больше $1 млрд”, – говорит сам Варданян в корпоративном журнале “Тройки”. Один из членов партнерства сказал “Ведомостям”, что на переговорах “Тройка” оценивается в 7–10 собственного капитала (book value). Варданян сказал, что на 1 октября он составил $300 млн. То есть Варданян оценивает “Тройку” в $2,1–3 млрд.

Вчера он объяснил “Ведомостям”, что владельцы компании рассматривают варианты “стратегических альянсов с крупнейшими российскими, европейскими, американскими, южно-африканскими и японскими банками”, а также консультируются с банком Goldman Sachs насчет возможного IPO “Тройки Диалог”. Не исключает компания и альянсов с отечественными финансовыми институтами, покупки розничного банка или страховой компании.

Окончательного решения нет, говорит Варданян, но с его выбором компании помогают консультанты из Mercer Oliver Wyman и Rothschild. “Тройка” наняла N M Rothschild & Sons в качестве финансового консультанта, который “помогает ей проанализировать все возможные варианты действий”, подтвердил вчера “Ведомостям” представитель Rothschild. В российском Goldman Sachs не смогли прокомментировать информацию о консультациях по поводу IPO “Тройки”, а в лондонском офисе отказались от комментариев.

“Партнерство с западным инвестбанком лучше, – считает гендиректор “Атона” Александр Кандель. – IPO менее интересно с точки зрения конкурентных преимуществ, но может быть более интересно по цене”. Он говорит, что “Тройка” интересна своими особыми отношениями с некоторыми крупными корпорациями, которых по пальцам можно пересчитать. У “Тройки” успешный бизнес по управлению активами, который может представлять интерес для иностранных инвестбанков, у которых сейчас нет этого бизнеса в России и которым чрезвычайно трудно построить его здесь с нуля, считает предправления “Морган Стэнли Банк” Райр Симонян. Хотя Morgan Stanley пошел по другому пути и развивает бизнес в России без поглощений. Его примеру последовал и Goldman Sachs, который два года вел переговоры о покупке “Атона”, но потом решил развиваться самостоятельно, считает Симонян.

“$1 млрд не выглядит из ряда вон выходящей цифрой, но мы оценку “Тройки” не делали”, – говорит Симонян. Кандель оценивает “Тройку” в сумму от $800 млн до $1,2 млрд.