На выборы пустят не всех


Вчера был опубликован подписанный накануне Владимиром Путиным закон об изменениях избирательного права. Он отменяет минимальный порог явки на выборах всех уровней, облегчает снятие с выборов кандидата, уличенного в экстремистских высказываниях, а также вводит запрет на критику оппонентов в рекламных роликах и в рамках бесплатной агитации на ТВ. Большинство региональных дум, контролируемых единороссами, тянули с официальным объявлением о начале кампании, ожидая, когда вступят в силу новые правила. По старому закону выборы пройдут лишь в четырех регионах: Дагестане, Коми, Вологодской области (назначены на 30 ноября) и Московской области (назначены на 1 декабря).

Оппозиционные партии считают, что нововведение направлено прежде всего против них. Но наиболее радикальные из этих партий вообще могут быть не допущены до выборов. На недавнем совещании с представителями политических партий председатель ЦИК Александр Вешняков заявил, что партия сохраняет все права до вступления в силу решения о ее ликвидации. Но в Росрегистрации не согласны. Руководитель управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Галина Фокина сообщила “Ведомостям”, что формирование списков партий, имеющих право участвовать в выборах, – прерогатива Росрегистрации. В январе, когда будут опубликованы эти списки, там уже не будет организаций, которые не прошли проверку Росрегистрации, даже если они не ликвидированы. Она ссылается на закон “О политических партиях”, который прямо ограничивает участие в выборах партий, не имеющих необходимого количества зарегистрированных отделений или деятельность отделения приостановлена по решению суда.

Таких партий в черном списке Росрегистрации 15. Четыре из них принимали участие в октябрьских выборах и возглавляются известными политиками, депутатами Госдумы: это Республиканская партия (РПР) Владимира Рыжкова, Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) Виктора Тюлькина, “Свобода и народовластие” Виктора Черепкова и Народная партия Геннадия Гудкова.

По словам Тюлькина, РКРП планирует в марте баллотироваться в четырех регионах. Она обжаловала требования к численности партий и методику проверок в Конституционном суде и сражается в судах за каждое региональное отделение. Рыжков говорит, что и у республиканцев есть хорошие шансы в четырех регионах. Но в двух из них – Красноярском крае и Санкт-Петербурге – отделения партии находятся “под судом” и на грани ликвидации. Власти выгодно сохранять этот вопрос открытым максимально долго, отмечает политолог Александр Кынев. В отдельных регионах позиции аутсайдеров довольно сильны, например у РКРП в Тюмени, и это позволяет использовать их для политического маневра на выборах.