“Алпи” раскрыла владельцев


Аналитики сетовали тогда на непрозрачность красноярской компании. Об “Алпи” мало что известно, поэтому инвесторы могут отнестись к ней с осторожностью и потребовать премию по доходности, говорил аналитик Брокерского дома “Открытие” Александр Афонин.

Розничная сеть “Алпи” начала формироваться в 2002 г. До этого ее владельцы занимались оптовыми поставками импортной мясной замороженной продукции. В 2003 г. был открыт первый гипермаркет сети в Железногорске (Красноярский край). К концу 2005 г. сеть насчитывала 19 гипермаркетов в городах Западной Сибири.

До объединения новосибирских сетей “Холидей” и “Cибириада” красноярская сеть была крупнейшей в Сибири по обороту: в 2005 г. он составил 6,3 млрд руб. против 4,2 млрд руб. у новосибирцев. В этом году “Холидей” за счет приобретения новых сетей в Новосибирске, Омске и Томске сумел вплотную приблизиться к красноярцам. Ожидаемая выручка по итогам 2006 г. у “Алпи” составит около 12 млрд руб. против 10 млрд руб. у “Холидея”.

До последнего времени “Алпи” не раскрывала имен своих собственников. Летом, накануне размещения облигационного займа на 1,5 млрд руб., компания ограничилась сообщением в информационном меморандуме, что сеть “Алпи” контролируется ее менеджментом, не детализируя структуру собственности.

Но недавно в “Алпи” решили исправиться и раскрыли имена своих бенефициаров. Как говорится в квартальном отчете компании, опубликованном на ее официальном сайте, около 37,24% акций сети принадлежит ее президенту Алексею Подсохину, 22,49% – вице-президенту, начальнику отдела коммерческих продаж Евгению Харькову, 9,77% – гендиректору “Сибагростроя” (ведет строительство торговых комплексов “Алпи”) Олегу Крюкову, около 7,75% акций – у вице-президента Андрея Граванова. Еще 22,1% акций “Алпи” оформлены на птицефабрику “Сибирская губерния” – основной производственный актив акционеров “Алпи”. Структура собственников птицефабрики сходна: старшим партнером в ней выступает Подсохин, владея 48,66% долей, еще 28,85% долей – у Харькова, 12,54% – у Крюкова и 9,95% – у Граванова. Под контролем “Сибирской губернии” находятся пять птицефабрик с общим годовым выпуском 51 000 т мяса и выручкой около 3,5 млрд руб.

В компании и раньше не скрывали имена владельцев, сказал Граванов, но сейчас рынок потребовал их публичного оглашения: “Мы готовим международную отчетность, и раскрытие бенефициаров группы стало необходимостью”.

Начальник дирекции закупки красноярской “Пятерочки” Максим Вертунов говорит, что предполагал, кому принадлежит “Алпи”. На рынке была информация, что старшим партнером в бизнесе “Алпи” выступал президент cети Подсохин. “Судя по тому, что в компании постоянно происходит ротация кадров, а Харьков, Крюков и Граванов давно занимают ключевые позиции, можно было предположить, что они являются совладельцами сети”, – резюмирует Вертунов.

Раскрытие собственников “Алпи” упростит работу с инвесторами, но вряд ли повлияет на ее стоимость, считает аналитик “Финама” Сергей Фильченков. По итогам работы “Алпи” в 2005 г. он оценивает стоимость только розничного блока компании в $300–350 млн. Если в 2006 г. сеть доведет розничный оборот до 12,6 млрд руб., как и планировала, то ее стоимость возрастет втрое – до $900–950 млн, полагает аналитик. Нельзя исключать, что “Алпи”, раскрывая имена собственников, готовится к привлечению стратегического инвестора (например, за счет продажи части акций какому-либо фонду) или же к частному размещению своих ценных бумаг, считает Фильченков.

Граванов говорит, что акционеры не исключают продажи блокпакета инвестиционному фонду, но сейчас этот вопрос не обсуждается: “Мы заняты расширением бизнеса и расширением географии своего присутствия, но, если поступит выгодное предложение, мы готовы его принять”. Раскрытие имен собственников, финансовых показателей и прогнозов становится традицией у розничных торговцев, выходящих на рынок капитала, говорит аналитик “Центринвест груп” Андрей Рожков. Так, крупнейшие розничные сети – “Седьмой континент”, “Эльдорадо”, “Магнит”, “Пятерочка” – уже рассказали о своих владельцах.