ОРИЕНТИРЫ: Из аквапарка – на лед и в кино


Москва – это город, который никогда не спит. Не зря ее часто сравнивают с Нью-Йорком. Постоянно приходится слышать одобрительные высказывания тех же ньюйоркцев-туристов о том, что в российской столице есть почти столько же способов занять свободное время, как и у них. Тем не менее Москва страдает от недостатка развлечений во многих секторах, равно как и от дефицита помещений под развлечения. Чудесного “Диснейленда”, как в Орландо, или океанариума, как в Майами (штат Флорида), где предпочитает отдыхать певица Мадонна , в Москве нет. Сама Мадонна в Россию наведывается редко и концертами не балует. Так что традиционные московские радости – это игра в боулинг, чашка кофе в “Кофе Хауз” и поход в кино с друзьями. Особенно зимой. О высоком искусстве – театре, опере, балете и художественных выставках – пока не говорим, так как речь больше идет о высокодоходном бизнесе.

В этом сезоне столица предложит потребителям около 160 кинотеатров разных форматов. По количеству объектов сектор кинотеатров может пытаться конкурировать разве что с ночными клубами, кафе, ресторанами и бильярдными, если проанализировать анонсы журнала “Афиша”. Не секрет, что все остальное в городе – боулинг-центры, казино, бассейны, ледовые катки и микс-комплексы, объединяющие все эти виды досуга, – штучный товар.

Судя по прошлой зиме, период январских праздников больше не мертвый сезон в Москве. В последние два года эксперты даже отмечают тенденцию: сокращается разница между уровнями потребления товаров и услуг в декабре и январе, что связано и с ростом доходов населения, с появившимся свободным временем. В январские каникулы 2006 г. кинотеатры Москвы серьезно готовились к наплыву зрителей. Тогда в сети “Каро Фильм” была сделана ставка на фильм “Дневной дозор”, и менеджеры увеличили закупки попкорна и напитков на 20%, сотрудников даже не отпустили на выходные. По данным “Каро Фильм”, число посещений кинотеатров сети превысило прогноз в 1,5 раза, вместо ожидаемых 250 000 человек пришло 400 000. За 10 дней января 2006 г. в кино сходило почти на 20% больше москвичей, чем за аналогичный период 2005 г., и примерно на 20% выросли доходы кинотеатров. Кстати, эксперты таких кинокомпаний, как “Киномакс” и “Синема Парк”, обнародовали аналитические данные, и оказалось, что в доходах киносетей именно от кинобаров и других развлечений приходится 50% выручки. Сами кинобары 85% прибыли зарабатывают благодаря попкорну и напиткам.

Пока непонятно, что будет с московскими казино. В частности, с игровыми столами и автоматами. Выходит закон за законом о переводе игорного бизнеса за пределы Москвы. Осенью депутаты Мосгордумы выступили с предложением внести очередные изменения в Налоговый кодекс РФ, главная цель которых – увеличить максимальные ставки налога с игровых столов и автоматов. Участники рынка назвали эту идею проектом “убийства” игорного бизнеса. В марте 2006 г. появился законопроект “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари”, предлагающий сократить в Москве казино до 50 заведений, т. е. по одному на 200 000 человек. В сентябре законопроект усовершенствовали: решили запретить размещать игровые клубы в жилых домах, и это касается не только столицы. Такими темпами не исключено, что идея перевести все игорные учреждения в Ивановскую область воплотится в жизнь.

Даже самое безобидное, детское на первый взгляд развлечение, но любимое на самом деле представителями всех возрастов – ледовые катки – и то в дефиците. Большой открытой площадкой для москвичей зимой всегда считалась территория в Парке культуры и отдыха им. Горького. Крытые же ледовые катки в Москве либо представлены отдельными сооружениями (ледовый дворец “Русь”, крытый каток “Созвездие”), либо являются составной частью многопрофильных спортивных комплексов, относящихся к спортивным клубам.

Остается последняя спасительная надежда – поездки в большие торговые центры, где почти всегда есть те или иные зоны развлечений. Посещение торгового центра, особенно в выходные, само по себе теперь стало видом досуга. Вслед за москвичами “торговой лихорадкой”, похоже, заражаются потребители всех городов-миллионников.

Если подумать, то ведь почти все виды развлечений уже переселились в торговые центры – кафе, рестораны и кинотеатры в первую очередь, а вслед за ними – катки, боулинг и даже казино (в “Атриуме”). Нашлась даже уральская холдинговая компания “Лидер”, пообещавшая до конца 2010 г. возвести в регионах России 12 торгово-развлекательных центров с круглогодичными аквапарками. Инвестиции в проект составят около $360 млн. Авторы проекта собираются окупить его за пять лет. Площадь аквапарка в каждом ТРЦ будет занимать аж 28 000 кв. м, тогда как сам центр составит 32 000–50 000 кв. м. Вместимость всей водной зоны – 1000 человек, в сутки аквапарк сможет принимать до 5000 человек. Годовой оборот аквапарка оценивается в $10 млн. Жаль только, что Москва в планы этой компании не входит. Ведь в столице отдельно стоящие аквапарки так и “не пошли”. Быть может, они стали бы пользоваться популярностью в составе ТРК. Некоторые эксперты считают, что водные развлечения больше характерны для южных регионов. Но Москва – город, в котором тоже очень любят плавать. Пока в столице есть пара-тройка недостроенных или еще не завершенных аквапарков (Аминьевское шоссе, комплекс рядом с бассейном “Чайка”, центр в “Москва-Сити”) и один рухнувший. А также запроектированный бассейн в составе фитнес-зоны в новом ТЦ “Европейский” у пл. Киевского вокзала.